«Главное же – хранить данные Господу обеты»: памяти мучениц Антонины и Надежды | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

«Главное же – хранить данные Господу обеты»: памяти мучениц Антонины и Надежды

27
6 минут
«Главное же – хранить данные Господу обеты»: памяти мучениц Антонины и Надежды
20 марта Православная Церковь отмечает День памяти преподобномучениц Антонины (Новиковой) и Надежды (Кругловой).

Антонина родом была из села Горки Зарайского уезда Рязанской губернии (родилась в 1880 году). Отец, Андрей Новиков, – владелец кирпичного завода, владелец земель и четырнадцати дач, сдаваемых внаем. Будучи восьмилетней, Антонина поселилась у своей тетушки в монастыре в Рязани. Там она училась грамоте, росла набожной.

Впоследствии девочка жила в городе Егорьевске, в Троице-Мариинском монастыре, созданном в 1900 году на пожертвования Никифора Михайловича Бардыгина. Сын булочника, он в упорных трудах, во вдумчивом чтении приобретал познания в самых разнообразных областях. Со временем он стал хозяином фабрик в Егорьевске. Благочестивый молодой человек, он с первыми ударами колокола стоял уже в храме.

Регулярно посещал литургию, во время богослужений читал Апостол и пел на клиросе. Вокруг Никифора Бардыгина сформировалось сообщество любителей старинного церковного пения. Так возник замечательный хоровой коллектив, который пел в Успенском соборе Егорьевска.

1 - прмцц.Антонина-и-Надежда-фото egorievgrad.ru.jpg
Преподобномученицы Антонина и Надежда

Никифор Михайлович Бардыгин вошел в историю города: с 1872 по 1901 годы был городским головой. Именно ему Егорьевск был обязан своим благоустройством. Бардыгин организовал в городе основные коммуникации – от водопровода, мостовых, уличного освещения – до пожарной команды, воинских казарм, гимназии, женского училища, городского сада и Дома трудолюбия.

Значительная часть его личных средств легла в основу строительства церкви великомученика Георгия Победоносца. А также целиком на его пожертвования был построен Троице-Мариинский женский монастырь, который с момента образования привлекал к себе множество девушек, стремящихся к спасению. Так и Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) стали здесь послушницами.

Надежда Круглова, будущая преподобномученица, появилась на свет в 1891 году в деревне Денисово Починковской волости Егорьевского уезда Московской губернии. По решению родителей, главы семейства – крестьянина Георгия Круглова – девочку в возрасте девяти лет отдали в церковноприходскую школу. Здесь она обучалась в течение трех лет, после чего начала работать вместе с семьей в крестьянском хозяйстве. В двадцать лет Надежда стала послушницей в Троице-Мариинском монастыре в Егорьевске.

Обе молодые монашки, Антонина и Надежда, пришли в монастырь почти сразу после его создания и служили там вплоть до его закрытия коммунистическими властями в 1918 году. После этого девушки жили в Егорьевске, зарабатывали рукоделием, были помощницами в храме. Антонина и Надежда сохраняли все монашеские правила, о чем при их аресте свидетельствовали люди. И это им вменило в вину Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) – специальный орган госбезопасности СССР в 1923–1934 гг при Совете народных комиссаров СССР.

3. Сотрудники НКВД. Фото life.ru.png
Сотрудники НКВД

Послушниц арестовали 19 мая 1931 года и заключили в Егорьевскую тюрьму. Всего же по данному делу арестовали 30 монахинь и послушниц. Они были обвинены в том, что «после закрытия в 1918 году Троицкого монастыря оставались жить в г. Егорьевске, продолжали монашествовать и придерживались монастырских правил до последнего времени». Также их порицали за то, что «некоторые монашки приобрели в собственность дома, которые и стали местом регулярных сборищ и исполнения монастырских правил».

Ссылка в Казахстан и снова арест


В 1930 году общее собрание граждан деревенек Савино и Поминово постановило: «старое кладбище закрыть, оставшееся помещение задействовать под клуб. Открыть новое кладбище». После чего монахини начали проводить агитационную деятельность среди крестьян – против закрытия кладбища. Результатом агитации монашек на общем собрании было принятие постановления об отмене закрытия кладбища. Органы власти отметили, что за последний период времени среди крестьянского населения повысилась религиозность – в разы возросло число верующих.

На допросе монахини не признали своей вины в антисоветской агитации. Согласились лишь с тем, что, «выйдя из монастыря, продолжили жить по монашеским правилам».

Священномученицы. Фото egorievgrad.ru

29 мая 1931 года по приговору тройки ОГПУ послушницы были отправлены на пять лет в ссылку в Казахстан. После возвращения в 1935 году из принудительного поселения в Егорьевск, девушки жили в одной квартире. Послушница Надежда как более молодая взяла Антонину на свое попечение. Надежда работала уборщицей в школе. Жили девушки, полностью посвятив себя служению Господу.

Они так же исполняли все монашеские уложения. Однако после ссылки были осторожны, стараясь не строить отношений с неверующими. Исполняя же свои обязанности на работе, Надежда оставалась по-христиански добросовестной. И, когда в дальнейшем сотрудники Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) обратились к директору школы, чтобы он предоставил на нее характеристику, тот объективно написал, что «Надежда относится к своим обязанностям хорошо – трудится добросовестно, претензий по работе не имеет. В школе ведет себя скромно и настороженно». Однако в представлении властей преступление было в самом монашестве. И секретарь Егорьевского городского совета не преминул написать в характеристике послушницы Надежды, что «она и ранее высылалась за монашество».
1 марта 1938 года послушниц вновь арестовали и на время допросов заключили в тюрьму в Егорьевске.

Допросы и казнь

Следователь обратился к послушнице Антонине: «Нам известно, что вы настроены против советской власти, мы уличаем вас в клевете на советскую власть и колхозы!»
Послушница Антонина ответила смиренно: «Против советской власти я никогда ничего дурного не говорила и не клеветала – ни на советскую власть, ни на колхозы».

Следователь продолжал вести допрос: «Скажите нам, в 1937 году вы вели среди живущих в одном доме антисоветскую деятельность, направленную против правящей власти?»

Антонина настаивала: «Никогда я не занималась антисоветской деятельностью, ничего дурного против советской власти не произносила».
Следователь не унимался: «В январе 1938 года вы клеветали на колхозы среди отсталого населения?»

Антонина держалась стойко: «Не было никаких дурных разговоров, а, тем более, никакой клеветы на колхозы я не возводила».

«Вы признаете себя виновной в том, что в 1937 году оклеветали советскую власть, а в январе 1938 года оклеветали колхозы?» – следователь пытался добиться признания вины со стороны послушницы. Но та все отрицала: «В предъявленных мне обвинениях виновной себя не признаю. Поясняю, что я подобных слов не произносила».

В то же время велись допросы послушницы Надежды. Ей предъявляли те же самые обвинения, задавали схожие вопросы. Надежда также все отвергала. После чего опросили свидетелей – хозяев и соседей дома, где жили девушки. Опрошенными были подписаны лжесвидетельские показания, сфабрикованные сотрудниками НКВД.

4. Огород Таганской тюрьмы. Фото pastvu.com.png
Огород Таганской тюрьмы. Фото pastvu.com

8 марта следствие было завершено, и 11 марта «тройка» НКВД вынесла приговор послушниц Антонину и Надежду расстрелять. После чего монашек перевезли в Москву – в Таганскую тюрьму.

20 марта 1938 года послушниц Егорьевского Троице-Мариинского монастыря Антонину Новикову и Надежду Круглову расстреляли. Тела преподобномучениц были погребены в общем безвестном захоронении на полигоне Бутово под Москвой.

Когда они принимали монашеский постриг, то давали обет оставаться в монастыре или в ином месте, где будет им дано послушание. Главное же – хранить обеты, данные Господу.

Вина женщин заключалась лишь в том, что они оставались твердыми в вере, чистыми душой. Они не лжесвидетельствовали, оговаривая друг друга и священников. Молва доносит, что их последние слова, произнесенные на земле, были: «Прости им, Господь, ибо не ведают они, что творят».

По материалам портала «Азбука веры»
  • Комментарии
Загрузка комментариев...