Шестопсалмие – это одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток. Торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни и иногда великого повечерия, а также утрени и первого часа.
Обычно вечерня заканчивается словами священника: «Благословение Господне на вас…» В храме гасят свет. Начинается утреня, где вспоминаются времена новозаветные. И первые слова, которые мы слышим — ангельская песнь, которая возвещает о рождении Христа: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Они звучат практически в полной темноте, напоминая нам ночь, когда пастухи первыми услышали эту радостную весть. Так же темнота заставляет нас проникнуться моментом, когда весь мир погрузился во тьму, чтобы «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Ис.9:2, Матф.4:16).
Шестопсалмие представляет собой шесть псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142), объединенных единой мыслью: страдания праведника, несправедливо гонимого своими врагами, его глубокое покаяние в своих грехах, в которые он видит причину своих несчастий, и его непоколебимая надежда на Бога.
Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении символизируют шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина. Как указывают некоторые толкователи, Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась в древности на бдении.
Фото: АПН
Горящие лампады напоминают мерцание звезд той вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому Шестопсалмие предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
В богослужебной практике Шестопсалмие готовит нас к встрече со Христом, и эта ключевая мысль пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.
За ангельским славословием чтец, освещенный единственной свечой, начинает чтение шестопсалмия – одного из наиболее важных моментов богослужения.
В темноте и тишине
Шестопсалмие в его настоящем виде вошло в церковное богослужение не ранее VII-го века. В более ранние века было принято прочитывать Псалтырь полностью. О нем говорится в уставах различных монастырей, упоминается в богословских текстах в описании утрени VII века на Синае и в Палестине. Кем было установлено Шестопсалмие, остается неизвестным, также неизвестно почему из 150 псалмов выбраны именно указанные. Но считается, что выбор этот не случаен, он несет в себе глубокий духовный смысл.В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом.
Фото: АПН
В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.
Фото: АПН
Почему гасятся свечи во время чтения?
Практика тушения свечей и чтения в темноте связана с воспоминанием о ночи рождения Христа Спасителя в Вифлееме. Существует также еще одно значение этой практики: в дореволюционном справочнике «Новая скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных» (Санкт-Петербург, 1908 г.) архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин объясняет обычай тушить свечи во время Шестопсалмия так:«Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали Шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться. Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого. А потому в уставе и служебнике приложено: также глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших.
Соответствующим образом устанавливается и церковная обстановка, перенося нас мысленно к торжественно тихой Вифлеемской ночи Рождества Христова. Свечи гасятся, светят только мерцающие, как звезды, лампады (почему в Типиконе сказано, что затем на «Бог Господь» подобает возжигать свечи, гл. 24-я). Водворяется полнейшая тишина, изображающая ночь ветхозаветного, подзаконного пребывания людей, долженствующих быть просвещенными светом благодати Христовой».
В силу особой значимости Шестопсалмия оно читается всегда в центре храма. Устав предписывает его читать настоятелю. Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину.
Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда «подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления. Мы должны произносить их с благоговением и страхом Божиим, как бы беседуя невидимо с Самим Богом, и молясь о грехах наших. В сие время отнюдь никто не смей шептать или кашлять, внимая словам Псалмопевца, держи руки сложенными у груди, наклони главу, а очи опусти вниз, взирая сердечными очами к востоку, и приводя себе на память смерть, будущую муку и жизнь вечную».
В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.
О, как часто нужно бы нам повторять молитвенное воззвание, которым оканчиваются сии трогательные псалмы: «Господи! не вниди в суд с рабами Твоими, ибо не оправдывается пред Тобою никто — никто из живущих…»