Что есть любовь к ближнему своему и сострадание? Слова митрополита Александра | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Что есть любовь к ближнему своему и сострадание? Слова митрополита Александра

34
4 минуты
Что есть любовь к ближнему своему и сострадание? Слова митрополита Александра

3 декабря мир отмечает День людей с инвалидностью. В этот день мы решили поговорить о милосердии и сострадании с Александром, митрополитом Астанайским и Казахстанским.

На протяжении веков общество развивалось, постепенно меняя свое отношение к людям, рожденным с теми или иными патологиями, или же получившими их. Путь духовной эволюции общества был длинным и неоднозначным. Мы и сегодня не можем считать себя идеальными. Вот как по этому поводу высказался глава Православной Церкви Казахстана:

«Если мы откроем Священное Писание, то увидим там большое число постановлений, законов и правил. Но так или иначе, как засвидетельствовал Спаситель, все они сводятся лишь к двум: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

На вопрос книжника: «а кто мой ближний?», Господь дает ответ притчей о «Милосердном Самарянине». Если углубиться в историю, то мы увидим, что самаряне и иудеи непримиримые, враждующие народы. А в этом рассказе милость попавшему в руки разбойников иудею оказывает не его соплеменник, а именно самарянин.

В Евангелии изображен прекрасный образ прощающей, бескорыстной деятельной любви к ближнему. Такое подлинное чувство не имеет национальных, религиозных, классовых и иных преград. Одна из значимых целей нашего христианского бытия – это благо всех тех, кто рядом с нами.

Дарами, которые мы обретаем в богообщении, в молитвах и таинствах, всем, что мы создали трудом своих рук или интеллектом, надо щедро делиться с ближним. Выдающийся проповедник прошлого века архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: «Смысл всей жизни – в бесконечной, переливающейся через край любви».


К одному из моих знакомых архипастырей после его проповеди о деятельной любви к ближнему подошел человек и сказал: «Владыка, Ваша проповедь не для нас, обычных людей. Эти слова надо говорить богатым и состоятельным людям. Вот чем я могу помочь нуждающимся? У меня нет большого кошелька». На что епископ ответил: «Да, кошелька большого у тебя может и не быть. Но сердце большое и щедрое ты иметь обязан».

Творить добро людям можно разными способами. Не всегда проблема заключается в отсутствии материальных средств, и даже нуждающемуся в деньгах человеку важна не просто поданная в руку монета, а необходима доброта, участие, понимание.

В воспоминаниях митрополита Сурожского Антония (Блума) есть рассказ из его молодости. Однажды, суровый, строгий преподаватель гимназии, проходя по улице, остановился перед нищим. Он ни подал ни одной монетки, а снял шляпу и о чем-то поговорил с нуждающимся. После чего нищий был весьма обрадован и душевно растроган. Когда наблюдавшие за этим гимназисты задали преподавателю вопрос о том, как он, не подав милостыни, смог обрадовать человека, учитель ответил, что просто поговорил с бедным, извинился что не может помочь деньгами, так как беден сам, расспросил его о жизни и сам немного рассказал о себе.

Владыка Антоний вспоминал, как этот несчастный потом говорил, что никогда за всю свою жизнь он не был так обогащен, как в тот день, потому что с ним поступили не как с нищим, а как с человеком. Хотел бы вспомнить высказывание упоминавшегося уже мною философа Ивана Ильина: «Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни».

Из слов главы Православной Церкви Казахстана можно извлечь замечательный урок. Не важно, какое заболевание, или увечье имеет человек, мы не можем его обидеть неуместной жалостью. Помогать таким людям по возможности – наш духовный, человеческий долг. Но делать это нужно так, чтобы не обидеть человека своим отношением.

Сегодня многие люди с ограниченными возможностями стремятся и доказывают свое право на то, чтобы жить на равных с людьми, не имеющими ограничений. Но общество станет совершенным, когда людям просто не нужно будет это доказывать. Милосердие и сострадание к ближнему при этом не повинность, а любовь, которую мы все можем развивать в себе и в своих детях.

Фото АПН

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также