Блаженное чрево: иконописцы показали две природы Иисуса Христа | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Блаженное чрево: иконописцы показали две природы Иисуса Христа

973
7 минут
Блаженное чрево: иконописцы показали две природы Иисуса Христа


25 января Православная церковь празднует День иконы Божьей матери – Млекопитательница. Эта икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю, связанную с именем святого Саввы Освященного.

Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу, кормящей Божественного Младенца, — хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре близ Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.

Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

1_ИКОНА БОГОМАТЕРИ МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦЫ в испостнице Святого Саввы.jpg

ИКОНА БОГОМАТЕРИ МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦЫ в испостнице Святого Саввы

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл. От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хилендарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келья в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля избирал и поставлял хилендарский игумен.

Для устроения монашеской жизни в кельи святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в кельи, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла. В церкви при Карейской кельи, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница».

Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы.

Самое древнее изображение кормящей Девы Марии, дошедшее до наших дней, высечено из камня в развалинах Фаюмского лабиринта в Египте, где христиане первых веков тайно совершали богослужения.

2_ Maria_lactans_VII_szazad_Fajum.jpg

Изображение Марии, кормящей грудью Младенца Христа, известно уже в раннехристианском искусстве. Особой популярностью эта композиция пользовалась в поствизантийской и итало-критской живописи. На Руси подобная иконография стала известна на рубеже XIV-XV вв.

Подобные Богородичные иконы назывались «Типикарница», «Барловская», «Блаженное чрево» и «Млекопитательница». Афонская икона Божией Матери «Типикарница» была названа так от кельи, где хранился Типик св. Саввы Сербского.

Согласно принятой традиции, все вновь написанные списки с этого чудотворного образа на время поставляются под самой иконой в афонской келье «Типикарница».

3_Богоматерь Млекопитательница. Литография 19 в..jpg

Богоматерь Млекопитательница. Литография 19 в.

Млекопитательница чудотворная

Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов.

В середине XIX в. прославился еще один список «Млекопитательницы», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой.

В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

С Ильинским же скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.

В 1894-1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница».

Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница».

В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» (образ, возлагаемый на аналое - столике в храме, напротив алтаря, для поклонения в праздничные дни) с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского.

На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

4_Млекопитательница. Фреска VI-VII вв. Сирийский монастырь в Вади-Натрун..jpg

Млекопитательница. Фреска VI-VII вв. Сирийский монастырь в Вади-Натрун.

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей, но чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.

Празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» установлено в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января по старому стилю, 25 января – по новому.

Богословский смысл иконы

В акафисте иконе «Млекопитательница» есть такие слова: «Разум человеческий превосходит вeлие тaинство воплощeния от Тебе, Богородице, Единаго от Троицы, Христа Жизнодaвца». Эти стихи подтверждают, что воплощение Бога от Девы превосходит человеческий разум. Один из важнейших догматов Православной Церкви — догмат о воплощении Сына Божия.

В Символе веры, принятом Первым Вселенским собором в Никее в 325 году, написано: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Но в середине V века возникла ересь монофизитов, отвергающих человеческую природу Спасителя, и появившаяся в Лавре Саввы Освященного икона «Млекопитательница» именно в это время стала защитницей и зримым воплощением учения Церкви о соединении двух природ во Христе.

5_mitropolia.kz.jpg

Интересно, что в Казахстане известна Богоматерь Млекопитательница из Воскресенского собора в городе Семей. А в 2016 году казахстанская делегация паломников, возглавляемая митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром, побывала на святой горе Афон, посетив ряд святогорских обителей.

Первым местом паломничества стала келья Благовещения Пресвятой Богородицы Пантелеимонова монастыря. Гостей приветствовал начальник келии – иеромонах Илия (Ромашов), который на тот момент более 14 лет подвизался на святой Горе. Отец Илия, бывший барабанщик музыкальной группы «Моральный кодекс», уверовав во Христа, принял монашеский постриг от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (в бытность его архиепископом Костромским и Галичским).

От владыки Александра он получил благословение на монашеское делание на святой Горе Афон, где молитвенные труды совмещает с пчеловодством на монастырской пасеке.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также