
Амарна в Египте, также известная как Ахетатон, в раннехристианскую эпоху была монастырем, свидетельствуют археологические открытия.
Основанная в 14 веке до н. э. как центр, посвященный исключительно богу солнца Атону, Амарна долгое время считалась забытой после смерти Эхнатона, пишет «Седмица». Однако недавние исследования показывают, что древний город пережил удивительную вторую жизнь — как христианское монашеское убежище во времена Римской империи и Византии.
Опубликованные в журнале Minia Journal of Tourism and Hospitality Research новые данные показывают, что Амарна, далекая от полного запустения, стала домом для христианских монахов в V – VI веках н. э.
Раскопки на северных скалах этого места обнаружили свидетельства существования монастырских поселений, где высеченные в скалах древние гробницы были переделаны в скромные жилища, часовни и мастерские.
Одно из самых поразительных открытий было сделано в Гробнице 6, известной как Гробница Панехси. Там археологи обнаружили небольшую церковь с апсидой, украшенной красными крестами, птицами и мотивами орлов — символами, глубоко связанными с ранним египетским христианством. Дополнительные артефакты, включая ткацкие станки, кухонные сосуды и резные ниши, найденные в Амарне, указывают на хорошо организованную и самодостаточную монашескую жизнь.
По словам исследователей, монахи, поселившиеся в Амарне, не спасались от преследований. Вместо этого их влекло в пустыню стремление к духовной чистоте и изоляции — отличительные черты раннего египетского пустынного монашества.
Скалы, возвышающиеся над долиной Нила, вероятно, имели символическое значение, выступая в качестве порога между священным и мирским.
Это открытие расширяет историческое значение Амарны. Город был не только центром эксперимента религиозной реформы при Эхнатоне, в его истории была прочная глава, имеющая отношение к истории раннего христианства в Египте. Это место является редким примером того, как два крупных религиозных сдвига — атонизм и христианское монашество — оставили прочные следы на одной и той же священной земле.
Обложка: фото Ирины Макеевой