От эпохи репрессий до поста министра КазССР: воспоминания Ляйли Галимжановой | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

От эпохи репрессий до поста министра КазССР: воспоминания Ляйли Галимжановой

719
11 минут
От эпохи репрессий до поста министра КазССР: воспоминания Ляйли Галимжановой
Вышла в свет уникальная книга «Четыре тетради», название которой отсылает к источнику мемуаров – к четырем тетрадкам, в них записывала в начале 1980-х воспоминания о своем детстве и юности Ляйля Галимжанова – министр культуры КазССР, председатель Государственного комитета КазССР по кинематографии советского периода.

2. Ляйля Галимжанова.jpg
Ляйля Галимжанова

Ляйля Галиевна Галимжанова (1924-2017) была заслуженным деятелем искусств Казахстана, членом Союза кинематографистов СССР, актрисой, кинодраматургом, организатором отечественного кино и телевидения. О ней с гордостью и огромным уважением говорим мы сегодня: выдающаяся дочь казахского народа.

Родилась в Петропавловске. С детства любила читать книги. Всегда получала высокие оценки в школе и вузе. Была одной из первых девушек-казашек, кто учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии, культовом во все времена вузе – ВГИКе, в мастерской знаменитых кинематографистов – актера Бориса Бабочкина и режиссера театра и кино Григория Рошаля. Получила диплом в Москве в 1947 году.

После возвращения в Алма-Ату работала в штате Театра юного зрителя, преподавала в Школе киноактеров. Сыграла главную роль Сауле Байжановой в советском художественном фильме «Золотой рог», снятом режиссером Ефимом Ароном в 1948 году на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. Ляйля Галимжанова превосходно, высокопрофессионально играла в звездном составе актеров советского кино – с Шакеном Аймановым, Петром Алейниковым, Елубаем Умурзаковым, Серке Кожамкуловым, Азербайджаном Мамбетовым. Черно-белый фильм актуален и сегодня, воспринимается удивительно свежо, сюжет захватывает с первых кадров.

3. Кадр из фильма Золотой рог. Тетрадь четвертая.jpg
Кадр из фильма Золотой рог. Тетрадь четвертая

Галимжанова вошла в пул партийных руководителей РК в системе культуры Казахстана. Первая женщина-казашка, занимавшая пост Главного режиссера Казахского телевидения с 1957 по 1959 годы. В 1959-1961 годах была заместителем министра, в 1961-1967 годах – министром культуры КазССР. С 1967 по 1975 годы – заведующей отделом культуры Управления делами Совета министров КазССР. В 1975-1981 годах – Ляйля Галиевна становится заместителем председателя, председателем Государственного комитета КазССР по кинематографии. Выступает автором сценария фильма «Высокая должность» (режиссер Б. Кимягаров, «Таджикфильм», 1958 год), пишет рассказы.

4. Маленькая Ляйля с родителями.jpg
Маленькая Ляйля с родителями

В своих дневниках Ляйля Галимовна воссоздает период своего детства и юности с 1920-х по 1950-е годы.

Удивительны обстоятельства возникновения книги. Самые близкие в семье Галимжановой не знали того, что их знаменитая родственница вела дневник. И лишь спустя два года после ее ухода из жизни правнук, который вернулся после учебы в Будапеште, обнаружил четыре тетрадки в тумбочке в квартире на Сейфуллина, где жила Ляйля Галиевна:

«Я стал их рассеянно листать и вдруг с удивлением понял, что это воспоминания Ляйли Галиевны. Об их существовании никто из нас, ее близких, не подозревал. Тетради и послужили основой для этой книги».

5. Школьные годы. Ляйля - 4 справа во втором ряду.1930-е г..jpg

Школьные годы. Ляйля 4 справа во втором ряду. 1930-е годы

Арслан Аканов – правнук Ляйли Галимжановой – кандидат PhD, аспирант программы «Евразийские исследования» Назарбаев Университета:
«Годы, о которых пишет Ляйля Галимжанова, были противоречивыми, как и она сама. С одной стороны, они были овеяны послереволюционной романтикой, с другой – отмечены сталинскими репрессиями. Раннее детство Ляйли пришлось на середину 1920-х – относительно благополучных для ее семьи лет. Она ярко описала жизнь в сонных, патриархальных городках: Петропавловске, Акмолинске, Алма-Ате, Чимкенте.

Чувствуется, однако, как под натиском советской модернизации отступал уют прежней жизни. Галимжановы часто переезжали в поисках лучшей доли: отец Ляйли Галиулла, губернский судья, в начале 20-х разошелся с большевиками во взглядах и вынужден был часто менять место работы. В середине 30-х семья окончательно осела в Алма-Ате, но над Галиуллой постепенно сгущались тучи. В 38-м его репрессировали».

Можно представить эмоции родственников, обнаруживших тетради, ведь им открылось то, чего не знали раньше об их любимом человеке. Воспоминания написаны прекрасным языком, воссозданы подробности не только личной жизни, семьи, но и целого периода истории страны, драматичного для всего народа Советского Союза.
6. Ляйля и Кемель с родителями.jpg
Ляйля и Кемель с родителями

И на долю самой Ляйли Галимжановой выпали тяжкие испытания: она и ее младший брат потеряли родителей, будучи детьми. Ляйле было тринадцать лет, брату Кемелю – девять. Растила их тетя Рая, младшая сестра матери, Рабиги, которая умерла в октябре 1937 года. Отец, юрисконкульт Наркомзема Каз ССР Галиулла Галимжанов, был репрессирован и расстрелян в 1938 году. Как водилось в те годы, родственники и знакомые родителей отстранились, перестали общаться с семьей «врага народа», но вспомнили о родстве, когда Ляйля Галиевна стала влиятельным человеком. О судьбе отца и деда Ляйле Галиевне, ее семье было неизвестно до момента «перестройки», периода, когда наступили кардинальные перемены в структуре экономики и политики СССР и последовавшей вслед за этим гласностью в 1987-1991 годах. У Ляйли и Кемеля оставалась надежда, что отец, отправленный на десять лет на Колыму без права переписки, вернется.

7. Супруги Ляйля Галимжанова и Зия Караулов.1948 год.jpg
Супруги Ляйля Галимжанова и Зия Караулов. 1948 год

Ляйля Галиевна была уже пенсионеркой, когда узнала об отце. И ей пришлось заново пережить ту трагедию. Тогда она и приняла решение описать на бумаге все, что пережила в годы репрессий.

Ляйля Галиевна, к сожалению, не увидела издания своих воспоминаний. Книгу «Четыре тетради» подготовили и выпустили в свет члены семьи Л. Г. Галимжановой в 2024 году к ее 100-летнему юбилею. В книге опубликованы воспоминания и интервью. Книга «Четыре тетради» имеет не только личное, но и общественное звучание.

8. Ляйля Галиевна с внучкой АсельКарауловой.jpg
Ляйля Галиевна с внучкой Асель Карауловой

Асель Караулова, внучка Л.Г. Галимжановой, – президент коммуникационной группы Казахстанского Пресс-клуба, сооснователь Клуба PR-шы:

«Она – наша апашка, глава большой семьи. Ей удалось прожить долгую, красивую, чрезвычайно непростую жизнь. Они с братом маленькими детьми остались без мамы, отец был репрессирован. Но Ляйля Галиевна обладала сильным, мужественным характером. На протяжении всей жизни – до 93 лет – шла с гордо поднятой головой. В разговорах со мной она признавалась, что всегда хотела стать писателем, сценаристом, драматургом. Но судьба распорядилась иначе. Публикуя эти дневники, мы хотели частично исполнить ее мечту о литературной карьере».

По мнению родных, залог очень долгой жизни Ляйли Галиевны и блестящей памяти, которая сохранялась у нее до последних дней, это хорошая генетика. Но без самодисциплины и строгого режима трудно представить Ляйлю Галиевну. Однако по некоторым контекстам вероисповедания долголетие рассматривается как дар от Господа, который человек получает за праведную жизнь. И, хотя Ляйля Галиевна, дитя своего времени, наверное, была далека от веры в Бога, но вся ее жизнь была отмечена праведностью.

9. Зия Караулов и Ляйля Галимжанова с сыном Адилем и дочерью Рабигой. 1950-е годы.jpg
Зия Караулов и Ляйля Галимжанова с сыном Адилем и дочерью Рабигой. 1950-е годы

Хрущевская оттепель подарила людям надежду. Позади остались сталинские репрессии, пробились ростки самобытной национальной культуры. Галимжанова, сама пережившая страдания в детстве, юности, постоянно прикладывала усилия, чтобы улучшать творческие и бытовые условия представителей казахской интеллигенции. Занималась опекой творческих коллективов, способствовала их профессиональному развитию. Ляйля Галиевна возглавляла национальную культуру в тот период, когда были созданы киноленты, вошедшие в «Золотой фонд» советского кино, такие, как «Кыз Жибек», «Конец атамана», «За нами ¬– Москва», «Песнь о Маншук», «Транссибирский экспресс».

Именно тогда всесоюзную и зарубежную славу обретали ансамбли «Молодой балет Алма-Аты» и «Гульдер», группа «Дос-Мукасан». В этот период построили студию эстрадно-циркового искусства, Казахский цирк, комплекс киностудии «Казахфильм», новые кинотеатры в масштабах всей республики. Ляйля Галиевна, кандидат в члены ЦК КП Казахстана (1961–71 гг.), депутат Верховного Совета КазССР 6-го, 10-го созывов, прошла путь изначально – от вполне счастливого ребенка, потом – изгоя, дочери и внучки «врагов народа» (отец и дедушка Ляйли, Мади, были репрессированы и затем реабилитированы), до – члена правительства, министра культуры КазССР, организатора культурных процессов в республике.

Строки из книги «Четыре тетради», невероятно трогательные, полны подробностей быта описываемого периода, наполнены эмоциями. Автор, переживающий тяжелые испытания, подчас разрывает сердце читателя, надсаживает душу. Эта книга – путешествие во времени. Ляйля Галимжанова, живая, красивая, говорит с нами, со своим читателем, о времени, в котором она жила.
Приводим несколько записей из дневников.

16 марта 1982 года

«…я должна записать целую жизнь, это непросто, времени может и не хватить, если судьбе будет угодно «успокоить», вернее, «упокоить» меня раньше, чем кончу эту запись. …А я единственно этого и хочу, чтобы вы узнали, как прожили свою жизнь ваши родители, что они были за люди. Ведь вы совсем мало нас знаете…»

10. Ляйля Галимжанова - Наше поколение выиграло войну. 1940-е годы.jpg
Ляйля Галимжанова: Наше поколение выиграло войну. 1940-е годы

Вот Ляйля Галиевна пишет о своем поколении:

«Мы с упоением, с горящими глазами читали Михаила Светлова, «Гренада…» была постоянно в воздухе. Ведь именно наше поколение выиграло войну с фашистами, восстанавливало страну после войны. Мне кажется, и теперь, когда нам уже по шестьдесят, мы меньше всех подвержены появившимся в последнее 10–15 лет болезням: вещизму, карьеризму, индивидуализму. С моими старыми подружками до сих пор любим ходить на праздничные демонстрации, петь вместе, говорить о «высоких материях», стыдимся говорить о вещах, деньгах, не любим сплетничать и со всей искренностью говорим: «Жила бы страна родная…», а все остальные наши заботы и проблемы утрясутся. А теперешние 40-летние и 30-летние слишком часто менее молоды, чем мы, уж очень они озабочены своим личным жизненным обустройством. Боже, какие святые-прекрасные были мы в их годы…»

13 апреля 1982 года:

«Слишком часто целеустремленные нахалы, несмотря на свою художественную примитивность, становятся обладателями всех лавровых венков, пока истинно талантливые люди мучаются святыми муками творчества. Достаточно вспомнить примеры С. Михалкова, Ан. Софронова264 и иже с ними. И наоборот – очень скромные лавры, полученные официально, талантливейшими К. Паустовским, М. Пришвиным265 и многими другими. Что делать! Такова жизнь!»

7 мая 1982 года:

«Вернемся к тем счастливым дням 1947 года, когда соединились наши с Зией судьбы. Я долго не решалась признаться в этом тете Рае. Сначала сказала Гале, мы с Зией стали бывать у них с Рафиком. Наконец я сказала тете Рае. Она плакала, сердилась, твердила одно и то же: ты могла лучшего найти, он без специальности, он больной, ты всю жизнь будешь с ним возиться, то учить, то лечить. Дядя Кенже рассердился на нее: «О чем ты говоришь?! Он больной, он не ученый, потому что пять лет на фронте воевал, он не пропил, не проболтался где-нибудь, он воевал! Правильно, Ляйля, делаешь! Береги его, лечи его, учи его, он заслужил это!» Тетя Рая замолчала».

«… когда я стала министром культуры, на меня в ЦК партии написали анонимное письмо, что я полностью нахожусь под влиянием М. Ауэзова. Когда секретарь ЦК Н. Джандильдин301 сказал мне об этом, я очень удивилась: что же в этом плохого? Я горжусь этим! Джандильдин сердито оборвал меня: «Ты министр, ты ко всем должна одинаково относиться!» Я промолчала, но не согласилась с ним. Как я могла к каждому, ко всем относиться так, как к Мухтару Омархановичу! К тому же характер у меня был прямой и открытый, я не знала «середины», для меня человек был или плох, или хорош – и только, никаких компромиссов. Я ведь была горяча и молода. И теперь я осталась такой же: уверена, что человек не может быть только в чем-то хорош, он не будет ни в чем поступать плохо. Теперь я понимаю, что человек может ошибиться, обстоятельства могут оказаться сильнее его, что и хороший человек может оказаться слабым. Знаю, что человечество не делится на героев и подлецов, на гениев и бездарностей. Между этими полосами находится 90% человечества – это обычные люди, полные своих забот, надежд, радостей, огорчений, увлечений, живущие в своем малом – и таком сложном и огромном собственном мире. Для них живут герои и гении, им отравляют жизнь подлецы и бездарности. А они далеко не всегда могут бороться за себя. Они сильны, когда объединены и у них достойный и сильный лидер. А по одному они бессильны перед подлецами».

6 октября 1982:

«…редко сознательно, чаще – бессознательно стремлюсь рассказать детям о своей жизни, о той ее стороне, которая им неизвестна. Может, это страх пропасть, исчезнуть без следа. Может, эти тетради будут читать Асель и Гаухар (правнучки), пусть они узнают, как я жила, тогда я подольше сохранюсь в них, значит, не исчезну, не кану в Лету».

11. Ляйля Галиевна - министр культуры Каз ССР.jpg
Ляйля Галиевна - министр культуры КазССР

P.S. Из интервью, которое Ляйля Галимжанова дала газете «Время» 29 марта 2007 года:
– Что вас беспокоит сегодня?
– То, что если мы не будем выделять деньги на развитие культуры на селе, то у нас может вырасти бездуховное поколение. Сегодняшняя молодежь выросла на руках у родителей, которые уважали Ауэзова, Абая, Толстого, Чехова. А дети их детей могут быть совершенно бездуховными. Они будут понимать радости жизни только как вкусную еду и красивую одежду.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...