
Жизнь Иисуса Христа, возможно, одна из самых изученных биографий мира. В то же время фигура Спасителя полна нераскрытых тайн. К примеру, в описании судьбы Иисуса не учтен восемнадцатилетний период: с 12 до 30 лет. Речь идет о годах, о которых говорится в так называемых “утраченных Евангелиях”, пишет Express.co.uk.
О неизвестных годах жизни Иисуса существует множество теорий, вплоть до самых неожиданных и потому маловероятных. К примеру, на рубеже XIX и XX веков некоторые исследователи биографии Иисуса полагали, что целых 18 лет Спаситель странствовал по Индии и Непалу в поисках духовного просветления. Сейчас эта версия едва ли выдерживает критику.
Загадочный клад из Египта: утерянные откровения о жизни Христа или подделка?
Но в середине XX века появилась новая и более убедительная версия, которая лучше вписывается в рамки библейской истории.
В 1945 году группа фермеров, работавших в египетской пустыне, наткнулась на древний сосуд со старинными текстами. В них и рассказывалось о тех самых “неизвестных годах” Иисуса Христа. Находка представляла собой 52 евангельских текста, завернутых в кожаные переплеты. Ее назвали «Библиотекой Наг-Хаммади», так как тексты были найдены близ одноименного египетского города.
Эти истории не были включены в Новый Завет. Впрочем, некоторые библеисты утверждают, что они дополняют Библию и заполняют многие пробелы, которые иначе просто необъяснимы. Они считают, что ранняя церковь могла отодвинуть эти тексты на второй план, фокусируясь на том, что впоследствии стало христианством.
Тексты включали некоторые из самых ранних произведений и отрывков из Евангелий Фомы, Филиппа и Марии.
Примечательно, что Иисус, представленный в этих текстах, радикально отличался от Иисуса в евангелиях Нового Завета — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Образ Христа и эпизоды из “утерянных Евангелий”
В найденных текстах Иисус Христос позиционировался не столько как Сын Божий, а как божественное существо, чьи таинственные высказывания раскрывали неизвестные тайны о бессмертии и мире.
В «утерянных Евангелиях» повествуется о способах найти просветление через скрытый смысл слов Иисуса. Также в одной из историй из «Евангелия для младенцев от Фомы» разгневанный Иисус смеется над сыном человека, который ранее упрекал Спасителя за работу в субботний день.
В этой истории Иисус, в то время ещё сам ребенок, сказал отцу и сыну: «И вы должны быть как дерево без корня и не приносить плода», прежде чем ребенок «засох» в присутствии Иисуса. Но чем кончилась эта атипичная для Библии история?
«Затем приходят родители ребенка и уносят иссохшего ребенка, оплакивая свою потерянную юность, задаваясь вопросом, что это за ребенок, который может кого-либо проклинать», - сказал Барт Эрман, профессор религиоведения в Университете Северной Каролины.
Читателям также показаны отношения Иисуса с Иосифом, которые почти полностью исключены из Нового Завета.
Согласно одной из историй, Иосиф - не самый лучший плотник, хотя это его единственная профессия. Богач нанимает его в качестве слуги, но Иосиф совершает ошибку, слишком коротко обрезав дрова.
Не имея деньги на покупку новых дров, он приходит в ярость. Когда Иисус видит своего «отца» в таком состояния, он просит его не волноваться. Спаситель использует свои силы, чтобы восстановить древесину в нужной длине.
В заключение
Сегодня «Утерянные Евангелия» едва ли принимаются какой-либо из церквей и не слишком соответствуют общепринятым канонам. Но почему эти утерянные эпизоды не попали в Новый Завет? Библеисты полагают, что эти тексты не предназначались для чтения Священного Писания в Церкви, и к тому же они не были частью основных христианских мотивов.
Эксперты также не исключают, что найденные фермерами свитки, рассказывающие о неизвестных годах Иисуса, предназначались для избранных. Но чтобы узнать ответ на вопрос кто были или есть эти «избранные» (и были ли они вообще?), вероятно, пройдёт немало времени.
Изображения: Biblical Archaeology Society, iStock