Золотой век казахстанской живописи: масштабная выставка открылась в Алматы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Золотой век казахстанской живописи: масштабная выставка открылась в Алматы

6806
7 минут
Золотой век казахстанской живописи: масштабная выставка открылась в Алматы

Фото автора

В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева можно посмотреть юбилейную ретроспективную выставку члена Союза художников РК Владимира Киреева «Встреча», посвящённую 80-летию художника, который награжден медалью «Ветеран труда» (1988).

Экспозиция представляет более 50 живописных произведений – портреты и пейзажи, созданные в период с конца семидесятых годов по настоящее время. Значительная часть работ художника входит в фонд Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева.

Владимир КиреевВладимир Киреев

Для многих зрителей эта выставка – ностальгия по ушедшему времени советской эпохе: в картинах Владимира Киреева она полна обаяния, тепла. Для юных посетителей экспозиция «Встреча» – выступает своеобразной машиной времени – они увидят не столь и далекое прошлое без гаджетов, компьютеров, соцсетей. Сентиментальная, пронзительная встреча с нами самими, какими мы были и остаемся

Екатерина Резникова, куратор выставки, кандидат искусствоведения:

«Владимир Киреев обращается к различным жанрам в творчестве, основными же остаются портрет и пейзаж. Именно в портрете раскрывается творческое дарование Владимира Киреева. В образах значимых деятелей в жизни страны Киреев стремится показать потенциал выдающихся людей в потоке истории – сильных духом, обладающих мощной энергетикой и харизмой. Над портретом Абая художник работал около трех лет, завершив его в 1983 году. Он сумел создать образ истинно национального героя».

1-а Портрет И. Джансугурова 1980 годПортрет И. Джансугурова 1980 год

Образы Ильяса Джансугурова, Махамбета, Абая можно отнести к высочайшим достижениям портретного жанра в казахстанском искусстве. За плечами Владимира Киреева учеба в Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина (окончил в 1973 году).

2. Зрители в залеЗрители в зале

Светлана Кобжанова – заместитель директора музея по научной работе, кандидат искусствоведения:

«Когда мы говорим о Владимире Кирееве, то подразумеваем школу живописи, рисунка. Эта выставка важна не только тем, что здесь представлены практически все работы мастера, выполненные на самые различные темы, поскольку Владимир – виртуоз во всех направлениях, а то, что это будет огромной школой для подрастающего поколения, для студентов, которые обучаются такой важной профессии как художник».

3. Ермек ЖангельдинЕрмек Жангельдин

Ермек Жангельдин, искусствовед, историк искусства:

«Владимир Киреев – особое место в искусстве Казахстана. С Владимиром мы вместе шли по этой жизни, варились в одном нашем художественном водовороте и всегда относились друг к другу с большим пиететом. Нас осталось немного людей - из современников, которые могут вспоминать наши годы – семидесятые, восьмидесятые.

Вспоминая эти годы, я вижу молодого, красивого удивительного Владимира Киреева - он ходил с раскрытой грудью, высоко поднятой головой. Ведь он – потомок крымских ханов Гиреев (фамилия трансформировалась потом в «Киреев»). Гиреи, властелины Крыма, передали своим наследникам эту стать, высоко поднятую голову».

4. В зале. ПолотноВосточный философ. 2018В зале. Полотно Восточный философ. 2018

По словам Ермека Жангельдина, Киреев прошел большой путь и на протяжении своей творческой жизни являет преданность реалистическому искусству, классическому отношению к живописи как таковой:

«Сохранение подобных ценностей достойно высочайшего уважения. Работы Киреева всегда были немного в стороне от общего потока. Он - человек, который никогда не гонялся за модными тенденциями, особенными изысками. Всегда четко знал, что из чего состоит – из чего состоит живописное полотно, каким оно должно быть. И, глядя на его работы, я восторгался и поражался тому, насколько он следует канонам. Он создал сотни работ – портреты известнейших людей республики, в частности – увековечил всех деятелей Алаш Орды в своих полотнах».

5. У портрета АбаяУ портрета Абая

В 1983 году появляется работа Владимира Киреева портрет «Абай». С этой работой у Ермека Жангельдина, он убежден, некие личные взаимоотношения:

«Мы жили в Советском Союзе и не могли себе даже представить, что может быть подобный образ Абая – в таком облачении, в таком выражении – венценосный человек. Но вот ведь удивительно – художники работают на будущее: сегодня Абай это наше все. И полотно «Абай» сегодня обрело свое четкое, значимое место в искусстве Казахстана.

Среди образов народного поэта, которого многие изображали, киреевский Абай – один из лучших. То возвышенное отношение Киреева к мыслителю и общественное отношение сегодня совпали. Мы должны прожить достаточную жизнь, чтобы увидеть перемены, чтобы прожить взлеты и падения, восторги и огорчения. Работа «Абай» была создана в сложных условиях, и мы в непростых обстоятельствах пытались ее обозначить. С этой работой произошли метаморфозы: раньше - неугодный портрет, сегодня он стал актуальным».

6. В кресле, 1992 г. Художник В.Налимов, 1994В кресле, 1992 г. Художник В.Налимов, 1994.

Искусствовед Ермек Жангельдин подчеркнул, что время, которое они с Владимиром Киреевым и современниками проживали, – 60-е, 70-е, 80-е – было золотым веком казахстанской живописи. Владимир Киреев – достойнейший представитель этого золотого века. Ермек Жангельдин в связи с 80-летним юбилеем Владимира Киреева сравнивает его с французским живописцем Камилем Каро:

«Художник только в 80 летнем возрасте создал свои основные работы, а до этого только подходил к своему пику. Поэтому, думаю, у Владимира Киреева впереди еще два десятилетия активной деятельности».

7. Букеты девушкам дарите, а не мне!Букеты девушкам дарите, а не мне!

Владимир Киреев, член Союза художников Республики Казахстан с 1974 года, медаль «Ветеран труда» (1988):

«После окончания института имени Репина в семидесятые годы, когда я приехал и начал работать, то думал, что буду писать портреты. Но, к сожалению, не получилось так, потому что у меня была большая общественная нагрузка – работал секретарем в худсовете в секции живописи. Нужно было зарабатывать – на самых разных объектах.

Памятные работы той поры – по заказу Оперного театра выполнил портрет известной певицы солистки Казахского театра оперы и балета, народной артистки Казахской ССР Эры Эпонешниковой, обладательницы красивейшего сопрано. По заказу Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла написал портрет Кенена Азербаева, народного акына Казахской ССР. Крупные большие портреты, где они в настоящее время, не знаю».

8. Чарын. 2009 годЧарын. 2009 год

2000-й год стал переломным для Владимира Киреева. Он с коллегами участвовал в пленэрах в Праге и Будапеште, организованных спонсором. Он предоставил все возможности для художников. Киреев написал 100 работ, как и каждый участник. И все работы остались у спонсора, который воспользовался ситуацией – советские живописцы практически не бывали на Западе. Им было интересно увидеть иной, «забугорный» мир. Только потом они осознали, что были обмануты.

9. Аль Фараби 2014 Аль Фараби 2014

Живописец поведал, что после 2000 года так и не выбрал себе какой-то определенной темы:

«Да и особо не писал. Вы же сами понимаете, мы живем в такое очень сложное, тяжелое время, которое каждый по-своему переживает».

Творческая биография живописца, по его словам, делится на разные эпохи - один период – это семидесятые-восьмидесятые, другой - девяностые и двухтысячные годы. Другая эпоха уже.

10. АбайАбай

На портрете философ и просветитель Абай Кунанбаев не похож на привычный образ - здесь он молодой, мятежный, серьёзный. Владимир Андреевич поясняет:

«На основе назиданий, которые я прочел в семидесятые годы, и создал этот образ. Известно, что Абая избивали: людей злило то, что он писал о них. Возможно, он был убит, так я думаю. Абай говорил правду, выдвигал передовые идеи, призывал соотечественников избавляться от пороков. Это образ сильного человека, который, добивался справедливости, правды. Он чувствовал дух времени, свежие веяния. Дружил с русскими, с российскими известными людьми. Призывал соотечественников изучать русский язык, литературу. Он был прогрессивным человеком того времени».

11. Природа Казахстана в работах КирееваПрирода Казахстана в работах Киреева

Владимир Киреев рос в атеистическое время. Но, как и все, молодой Киреев думал и размышлял о том, как устроен этот мир. Конечно, в картинах нет ни храмов, ни мечетей. Но, крещеный в детстве в православной церкви, Владимир не мог быть оголтелым атеистом:

«Я христианин, православный. Меня крестили в местной церкви в Гурьеве. Верю в то, что существует нечто: как ученые определяют, абсолютный разум. Это как Бог. Природа живая, все вокруг живое. В мире все строится на любви, чтобы человек видел красивое. Красота есть одна из форм идеологии. Верю ли я в Бога? Да, я верю, обязательно верю. Как без этого? Потому что это сила. Вот ты ее зовешь, она незаметно так приходит – эта сила. Любовь должна быть, а любовь это и есть Бог. Толстой говорил о том, что что Бог это - любовь. Каждый сам находит способ общения с этой силой. Это касается лично каждого».

12. Встреча в Берлине, 1985 годВстреча в Берлине, 1985 год

«У меня есть своя вера, вера во Всевышнего, и вера в людей, что они не будут убивать друг друга. Поэтому я выставил эту работу - «Встреча в Берлине, 1985 год»», - заключил Владимир Киреев.

Выставка продлится до 28 апреля 2024.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...