Знаменитые супруги-пианисты – о браке, музыке и 23-летней разницей в возрасте | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Знаменитые супруги-пианисты – о браке, музыке и 23-летней разницей в возрасте

6422
8 минут
Знаменитые супруги-пианисты – о браке, музыке и 23-летней разницей в возрасте

Фото Лейлы Турлыбек, а также из открытых источников

День семьи, любви и верности – День Петра и Февронии Муромских – 8 июля отмечают обычно православные христиане. Но этот праздник, давно являющийся светским, также стал особенным для одной супружеской пары, живущей во Франции. Она – русская, он – француз. Пианистический дуэт – Людмила Берлинская и Артур Ансель. Недавно известные музыканты посетили Казахстан с концертами.

Приехали Людмила Берлинская и Артур Ансель по приглашению Газизы Габдрахимовой – члена попечительского совета проекта Dala Classic, которая ведет большую просветительскую деятельность в сфере музыкального искусства, устраивая в Казахстане концерты выдающихся музыкантов – солистов и целых коллективов.

Концерты-фестивали

Так, в рамках проекта Dala Classic, в нескольких городах РК выступил известный фортепианный дуэт из Франции - Людмила Берлинская и Артур Ансель. Два года назад Людмила уже приезжала в Казахстан, она выступала с казахстанским квартетом. А в этом году приехала вместе с Артуром. В Астане музыканты играли с симфоническим оркестром Астаны два концерта для двух фортепиано. «В Караганде у нас был специальный концерт - одно отделение играл наш дуэт, еще отделение мы исполняли с Государственным квартетом произведение для квинтета». В Алматы состоялся большой дуэтный концерт.

Накануне концерта в Алматы пианисты ответили на вопросы журналистов.

Представители СМИ спрашивали не только о музыке и концертах. Коснулись они и личных тем, ведь Людмила и Артур уже пятнадцать лет в браке.

Концерт в Алматы

Музыканты постоянно концертируют – у себя во Франции, по Европе, и в США. В Париже в консерватории для Людмилы Берлинской и Артура Анселя открыли специализированный класс фортепианного дуэта, что большая редкость. По словам музыкантов, они проводят два фестиваля во Франции: один летний - Музыкальный фестиваль La Clé des Portes («Ключ от дверей»), другой, очень крупный, Rungis Piano-Piano Festival – посвященный репертуару двух роялей.

«Дружба с Казахстаном у дуэта – давняя. Все началось в Алматы, когда мы познакомились с Анастасией Боровиковой (заместитель председателя штаба республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы» города Астаны Ассамблеи народа Казахстана – прим. ред.). Она поспособствовала приезду нашего дуэта», - говорит Людмила.

Потом Людмила обратилась к Государственному струнному квартету имени Газизы Жубановой, в который входят музыканты, ученики отца Людмилы – Валентина Александровича Берлинского, известного виолончелиста, основателя квартета имени Бородина. Как говорит Людмила Валентиновна:

«Это содружество тридцатилетней давности. С директором Государственной академической филармонии Ерланом Ергазиевичем Дакеновым мы тоже в большой дружбе, с ним и задумали наш концерт с оркестром».

Таинственный кыл-кобыз

В прошлом году Государственный квартет Казахстана и директор филармонии Астаны Ерлан Дакенов были приглашены на наш летний фестиваль во Франции, который состоялся в замке на Луаре. Квартет произвел там настоящий фурор. Так и устанавливались наши общие творческие контакты». Звук кыл-кобыза, по словам Людмилы Берлинской, совершенно фантастический:

«Невероятное ощущение, когда ты думаешь, сколько веков назад началась эта музыкальная жизнь казахского народа. Это приводит в трепет. Удивительные инструменты, игра на них – настоящая медитация – шаманская. Потом ты понимаешь, что на каком-то этапе это искусство было утрачено, но современные казахстанские музыканты все восстановили, возродили. Для европейских зрителей эта музыка – терра инкогнита. Поэтому концерт произвел невероятное впечатление, особенно на музыкантов».

Артур АнсельАртур Ансель

Находить редкое в музыке

Сами пианисты тоже следуют принципу – открывать нечто редкое в сфере пианистического искусства:

«Наше кредо – исполнять не просто известные произведения. В Европе публика привыкла слушать то, что слышала раньше, то, что знает. Это проще продавать. Поэтому организаторы концертов и сами музыканты скорее соглашаются на известные сочинения. А мы с Артуром очень любим открывать новые сочинения в области двухрояльного, дуэтного исполнительства, и в четыре руки. Причем подобной музыкальной литературы существует огромное количество – около пятисот, а играют все время одно и то же».

Людмила и Артур в Астане сыграли два таких концерта с государственным симфоническим оркестром – Франсиска Пуленка и Дэйну Свисс, которую называют «Гершвин в юбке».

В Алматы на концерте пианисты играли также редкие произведения. Была исполнена большая сюита (в транскрипции для двух роялей), написанная талантливейшей американкой – композитором Эми Марси Чейни Бич. Ей принадлежит виртуозная, хорошо написанная музыка для двух роялей на ирландские темы. И это стало открытием для Казахстана.

Людмила БерлинскаяЛюдмила Берлинская

Дуэт также исполнил сочинение английского композитора Арнольда Бакса, автора множества произведений для двух роялей. Услышали алматинцы сочинение знаменитого дуэта первой половины XX века – Виктора Бабина и Виктории Вронской.

Музыка-молитва

Почему чье-то исполнение трогает душу, а чье-то – оставляет равнодушным? Когда пианистический дуэт играет концерты, то, несомненно, музыканты ощущают связь с Богом. Людмила считает этот контакт обязательным:

«Безусловно, это напрямую связано! Когда ты исполнитель, когда ты играешь по-настоящему, а не просто занимаешься извлечением звуков из инструментов, то происходит напрямую связь с Богом – это открытый канал».

Артур добавляет:

«В любом случае, для меня игра это не молитва, но музыка сама по себе является чем-то молитвенным».

Готовясь к исполнению, Людмила настраивается определенным образом, даже про себя что-то произносит, взывает к Создателю:

«Так же, как и в момент, когда я лечу в самолете».

Людмила и Ансель
Людмила и Ансель

Ключ от дверей

Может быть, вера и есть та самая связь с божественным, помогающая не только музыкантам, но и всем творческим людям достигать наибольшего результата в творчестве? Может быть, вера, духовность и есть La Clé des Portes – универсальный ключ от дверей? Что касается православной веры, Людмила Берлинская называет себя «ортодоксом». Она была крещена в свое время. Артура Анселя в детстве крестили в католическом храме. Но, по его признанию, ему «было очень важно, чтобы их с Людмилой венчали именно в православной русской церкви». Так пара венчалась в Париже – в православном храме.

Их спрашивают иногда о разнице в возрасте в 23 года. Не возникает ли подчас непонимания между супругами? Людмила подчеркивает:

«Ровно такая же, как у президента Франции и его жены. Я думаю, что президент Франции следует моде».

Мила в фильме Большое космическое путешествие Мила в фильме Большое космическое путешествие

И все закручено вокруг Милы

В детстве Мила Берлинская снялась в фильме «Большое космическое путешествие», где она исполняла песенку с такими словами: «Я заметила однажды, как зимой кусты сирени расцветали будто в мае, ты мне веришь или нет? Веришь мне иль нет?».

Когда Артур Ансель познакомился с Людмилой, то ничего не знал о ее актерском прошлом:

«Я думал, что речь идет о каком-то незначительном фильме. И только потом, когда посмотрел, то понял, что это была культовая картина в Советском Союзе. И теперь я часто над ней подшучиваю и говорю эту фразу: «Ну, я тебе, конечно, не верю!».

Артур неплохо говорит по-русски, постоянно совершенствуя язык. И это, по мнению Людмилы, неизбежно:

«Мы проводим так много времени в Москве, где общаемся только по-русски, что Артур был вынужден выучить русский язык. И у него все-таки музыкальные уши, поэтому он учится довольно быстро. Наш домашний язык очень смешанный. Артур говорит по-русски, я по-французски».

 Аплодисменты Аплодисменты

В России Артур чувствует себя как дома:

«Здесь много известных личностей, но, тем не менее, центральным персонажем всегда для меня остается Мила – с ее энергетикой, энергией. И все закручено вокруг нее. Для меня как для француза знакомство с Россией было вхождением в мир, который для нас был когда-то скрыт. Мы всегда думали, что Советский Союз – нечто в черно-белом варианте. Но оказалось, что здесь совершенно потрясающий потенциал – для меня это открытие иного космоса – яркого, богатого колорита».

Это было как огонь

Это было как огонь

Их супружеские отношения столь же гармоничны, как и творчество в пианистическом дуэте. С Артуром Анселем изначально Людмила Берлинская была знакома долгое время:

«Он стал однажды моим студентом. Так получилось: это была любовь с первого взгляда, что оказалось сюрпризом для нас обоих».

Артур вспоминает:

«Я очень любил слушать и смотреть, как она играет. Людмила – прекрасный преподаватель. Она была для меня музыкальной звездой. Когда я получил диплом, то стало очевидно, что мы влюблены, и надо жениться. И это было - как огонь. Вот и все! И до сих пор: если мы не видимся несколько часов, то я уже скучаю так, что невозможно жить».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...