Забытые произведения классической музыки зазвучали в Алматы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Забытые произведения классической музыки зазвучали в Алматы

1185
7 минут
Забытые произведения классической музыки зазвучали в Алматы

Фото автора

Алматинские меломаны ждут повторения Международного музыкального фестиваля Dala Fest – при поддержке акимата Алматы. В рамках масштабного события объединяются звезды – мировые и отечественные, с великолепной культурной программой. В преддверии же фестиваля Dala Fest компания Dala Classic проводит эксклюзивные концерты классической музыки для казахстанцев.

Людвиг ван Бетховен, Морис Равель, Франц Шуберт и Сергей Рахманинов, Феликс Мендельсон-Бартольди и Петр Чайковский, Никколо Паганини и Астор Пьяццолла… Произведения этих и других корифеев в мире музыки были представлены ранее на фестивале DalaFest.

Организаторы и участники фестиваля в своей деятельности стремятся сохранять и культивировать культурный код города. Также и к тому, чтобы Dala Fest стал программным событием мирового календаря известных фестивалей, привлекающих зрителей и участников уже многие десятилетия и даже столетия.

В этом году фестиваль Dala Fest состоится, по словам организаторов, осенью. Но компания Dala Classic активно работает и продолжает знакомить казахстанскую публику с музыкантами мирового уровня.

Газиза Габдрахимова – известный в РК музыкант, член попечительского совета проекта Dala Classic убеждена, что подобные концерты воспитывают публику:

«Закладывают устойчивый фундамент в культурное наследие страны, развивают традиции культурной жизни Евразии, и, конечно, взращивают международный имидж Казахстана в сфере искусства и культуры»

Недавно в Алматы в рамках проекта Dala Classic с концертом выступил известный фортепианный дуэт из Франции – Людмила Берлинская и Артур Ансель.

Ведущие СМИ называют пианистов «сенсационными» и «насколько виртуозными, столь же и точными». До объединения в фортепианный дуэт музыканты имели богатый опыт солистов, каждый принадлежит к музыкальным династиям. Став творческим и супружеским союзом, они делают удивительные совместные музыкальные события – играют концерты, проводят музыкальный фестиваль.

Фестиваль классической музыки

Представляя фортепианный дуэт Берлинская-Ансель, Газиза Габдрахимова рассказала и о компании Dala Classic, существующей с 2022 года:

«Наша кампания молодая, нам всего три года, но уже провели два международных фестиваля. Компания не имеет постоянной финансовой поддержки, проект тяжело продвигать. Но мы стремимся привлечь публику.

Для нас каждый слушатель – буквально штучный товар. "Dala Classic" возникла с той целью, чтобы поддерживать именно классическую музыку. Стараемся возить наших отечественных артистов на международные фестивали, доставляем в Казахстан мировых звезд классической музыки.

Наша цель – знакомить публику именно с качественной музыкой. Стараемся помогать детям: так, мы подарили кларнет ученику музыкальной школы для особо одаренных детей имени Ахмета Жубанова школы благодаря меценатам. В результате ребенок поехал в Турцию, выиграл там конкурс. Мы были счастливы.

В прошлом году был юбилей у музыкальной школы для особо одаренных детей имени Куляш Байсеитовой, мы также нашли мецената, купили профессиональную флейту, подарили школе. Проводим мастер-классы в Консерватории, привозим профессоров из ведущих музыкальных вузов. Мы делаем все по крупинке».

По мнению Габдрахимовой, стали популярны коммерческие оркестры, играющие саундтреки. Люди слушают эти концерты, полагая, что это классика:

«Лишь бы оркестр играл. Но я все равно радуюсь: хотя бы так пусть люди приобщаются. Постепенно дойдут до Моцарта, Бетховена, Рахманинова».

В июне Dala Classic планирует провести концерт барочной музыки, где сыграет казахстанский ансамбль барочной музыки Viles Nobiles. В июне также приезжает известный органист из Австрии - Лукас Хаслер. Концерты состоятся в Филармонии имени Жамбыла:

«Мы привязаны именно к этому месту, - поясняет Газиза Габдрахимова, - потому что это уникальный зал – с хорошей акустикой для камерной музыки, для классики. В Алматы некоторые из залов не столь безупречны – есть вопросы по акустике, по инструментам».

Фортепианный дуэт

Людмила Берлинская и Артур Ансель рады были оказаться в Казахстане. Людмила здесь уже была однажды, для Артура Астана, Алматы – два города, которые превзошли все его ожидания. Музыканты узнали, что в Алматы есть специализированные музыкальные школы имени для особо одаренных детей. Людмила комментирует:

«Это традиция, которая была заложена еще в советское время. К счастью для Казахстана, эти учебные заведения существуют, давая шанс многим талантливым детям. Но создать подобную школу в Европе очень трудно».

Артур добавляет:

«Общая проблема во всем мире – правительства стран считают, что музыкальным образованием люди должны заниматься сами. Но, на самом деле, инициатива должна спускаться с самого верха, и начинаться именно с детского образования. Этого не хватает повсеместно».

Чистый звук

Берлинская и Ансель отдельно остановились на том, что музыканты постоянно сталкиваются с плохим качеством музыкальных инструментов. Часто гастролирующие музыканты страдают от плохого состояния инструментов, на которых им предлагают играть в разных регионах. Людмила Берлинская говорит:

«Это всеобщая катастрофа. Для любого пианиста важен хороший инструмент. Многие пианисты смиряются с тем, что вынуждены играть на плохих инструментах. При высокой стоимости роялей, руководители организаций, залов не понимают, как важен настройщик, который бы постоянно осматривал каждый инструмент. И во всех консерваториях, в филармониях находятся инструменты, на которых невозможно подчас играть».

Таким образом, инструмент, который может стоить несколько тысяч долларов, превращается в развалину из-за недолжного его содержания. Был случай, когда дуэт Берлинская-Ансель отказались от концерта в одном из городов Казахстана по причине того, что инструмент был в плохом состоянии. Музыканты намерены на одном из своих фестивалей посвятить специальную конференцию настройщикам – «невидимым героям», без которых невозможно истинное звучание инструментов.

В свое время Людмила Берлинская посодействовала тому, чтобы в Астану приехали представители российской звукозаписывающей фирмы «Мелодия», существующей более 50-ти лет, и Фонда поддержки правообладателей – Российский музыкальный союз – которые в течение последних трех лет устраивают фестивали, конкурсы, школы, имеющие название «Чистый звук», для звукорежиссеров. И это, по мнению музыкантов, невероятно важно – обучение звукорежиссеров. Представители Министерства культуры в Астане и руководители столичной филармонии намерены совместно с российскими представителями проводить конкурсную и фестивальную деятельность.

Во время концерта в Алматы Людмила Берлинская и Артур Ансель исполнили большую сюиту (в транскрипции для двух роялей), написанную американским композитором, талантливой Эми Марси Чейни Бич. Она создала виртуозную, хорошо написанную музыку именно для двух роялей – на ирландские темы. И это стало открытием для Казахстана. Ее творчество сравнимо с творениями Ференца Листа.

Было также исполнено произведение известного английского композитора Арнольда Бакса, который написал множество произведений для двух роялей. Сыграли пианисты также произведение известного дуэта первой половины двадцатого века – Виктора Бабина и Виктории Вронской. Выходцы из России, они сначала уехали молодыми в Германию, а потом эмигрировали в США. Люмила Берлинская рассказала коротко у дуэте:

«О Викторе Бабине и Виктории Вронской никто не знает - и в советском периоде, и сейчас, хотя они стали великим дуэтом двадцатого века. С ними дружили и Рахманинов, и Стравинский. Виктор Бабин, помимо сочинительства музыки, делал транскрипции».

Дуэт Берлинская-Ансель сыграл на концерте в Алматы «Половецкие пляски» в транскрипции Виктора Бабина из оперы «Князь Игорь» Бородина, а также его транскрипцию «Петрушки» из балета Стравинского. Виктор Бабин сделал транскрипцию, которую практически никто не играет, так как, по словам Людмилы Берлинской, это «неиграбельное» произведение. Исполнили также пьесу самого Виктора Бабина:

«Редкость невероятная – не только для Алматы – так как никто не играет это произведение».

Страсть Артура Анселя – искать забытые произведения. Огромная заслуга пианиста в том, что он нашел архив Виктора Бабина в США. У дуэта Бабин-Вронская не было детей и наследников, а только студенты. И когда дуэт ушел из жизни, осталось большое наследие – рукописи, переписка с Горовицем, с Рахманиновым, Марией Юдиной и т.д. Благодаря Артуру архив по крупице собирается и возвращается слушателям. Дуэт Берлинской и Анселя записал и исполнил Второй фортепианный концерт Бабина и Вронской для двух роялей с оркестром: «Музыка на уровне Шостаковича, Моцарта».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...