
Яблоко, символ Алматы, не раз вдохновлял художников разных школ, так или иначе связанных с южной столицей и с Казахстаном. Этой осенью в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева прошла выставка, посвященная этому бренду, приуроченная ко дню города. В чем ее уникальность?
Очарованные яблоком художники во всем мире посвящали свои нетленки «райскому фрукту». Яблоко – популярный символ всей мировой культуры. С древних времен оно символизировало плодородие, любовь и познание. Яблоко фигурирует в библейских сказаниях и мифологии, в сказках и легендах, в а также в многочисленных литературных произведениях.
Азамат Исраилов. «Сухие яблони»
Библейская история
В европейской живописи яблоко символизирует грехопадение человека. А если его держит Младенец Христос — он является аллюзией на его будущую миссию как искупителя. Художникам же Казахстана, как говорится, сам Бог велел восхищаться и воспевать яблоко. Ведь Алматы, бывшую столицу Казахстана, всегда окружали яблоневые сады с уникальными сортами яблок, ставшими легендой. А мировые ученые, проведя генетические исследования всех ныне известных сортов яблок, признали, что родина первого и, возможно, того самого легендарного яблока из мифов и рассказов – Казахстан.
По заказу государства несколько лет назад был снят документальный фильм «Путешествие в страну яблок», в котором утверждается, что Казахстан является родиной первого яблока искушения Адама и Евы. В фильме указано, что самая романтическая притча из Ветхого завета о райском саде и запретном плоде, начиналась на казахской земле, у предгорий Алатау. В научно-популярном фильме говорится, что прародительница всех яблонь на планете произрастала именно у предгорий Алатау. И это яблоня Сиверса.
"Казахстан – первая родина яблока. Но ведь еврейскому яблоневому саду более 10 тыс. лет. Не верится. Но ученые провели генетические исследования всех известных в мире сортов яблок и утверждают, что родина первого и возможно того самого еврейского яблока – это Казахстан, а точнее урочище Алмалы", — говорится в документальном фильме.
К этим утверждениям можно относиться по-разному, но факт налицо: вдохновляющая красота алматинских яблок, их говорящий символизм питали муз самых выдающихся творцов нашей эпохи. В архивах музея Кастеева набралась внушительная коллекция работ знаменитых художников, творивших в разное время в Казахстане.
Александр Риттих «Натюрморт яблоки»
Искушение яблоками
Экспозиция выставки объединила одной темой около 40 произведений живописи, графики и скульптуры из фондов музея. Яблоко стало её главным «действующим лицом».
Выставка представляет созвездие имен – несколько поколений ведущих мастеров изобразительного искусства Казахстана, отражающих великолепие цветущих садов, изобилие собранного урожая и красоту фруктов.
Фото: Айша Галимбаева. «Апорт»
Особое место в экспозиции – произведения Айши Галимбаевой первой профессиональной художницы, которую по праву считают основательницей казахского натюрморта. В ее многочисленных композициях яблоко становится ключевым акцентом. Именно натюрморт закономерно становится преобладающим в пространстве этой выставки жанром.
Свободой и динамикой цвета наполнены изображения цветов и фруктов у Абрама Черкасского. Леонид Леонтьев расширяет арсенал изобразительных средств, применяя многообразные приемы — от реалистических до авангардных. Преданный театру Владимир Колоденко в поисках максимальной выразительности достигает в произведениях особой степени декоративности и стилизации.
Мария Сороковская «Аромат лета»;
Ирина Ярема «Алма-Атинские яблоки»
Образы яблони и спелых плодов воплощают природную цикличность. Цветущие сады становятся самостоятельной темой, к которой обращаются Алексей Степанов, Абрам Черкасский, Загрутдин Назыров. В каждом произведении проявлены особенности, определяющие индивидуальность авторского почерка, но все работы неизменно объединяет лирическое настроение наблюдателя, испытывающего восторг перед хрупким и прекрасным состоянием природы, пробуждающейся от зимнего сна.
Ряд произведений относятся к жанровым композициям. В работе Гани Баянова «Плоды» прослеживается символическая связь поколений, неразрывная нить преемственности, и яблоко становится знаковым символом. Образы сборщиц фруктов, преисполненные очарования молодости и красоты, создаются Евгением Умысковым, Айшой Галимбаевой и Марией Лизогуб.
Евгений Сидоркин «Алма-Атинские яблоки»
Одна из визитных карточек графического искусства Казахстана — лист Евгения Сидоркина «Алма-Атинские яблоки» посвященный городу, яблоку, преисполнен декоративности и изобильности. Одноименная серия Константина Баранова отражает различные состояния время года и настроения в яблоневом саду.
Фото: Константин Баранов «Рассказ Апы»
Не только в живописи и графике яблоко является ключевым акцентом, заявляя о себе и в скульптуре. Запоминающийся своей лаконичной выразительностью образ создает Еркин Мергенов в своем произведении-посвящении с названием «Художникам-казахстанцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Алма-Апа». Символически обобщенный сюжет, к которому обращается Толеген Досмагамбетов в произведении «У яблони», отражает идею плодородия, где женщина тождественна райскому древу.
Многослойная трактовка яблока как символа познания, жизни, семьи позволяет отнести его к архетипам, которые не случайно возникают в мифах, легендах, фольклоре.
Что видят художники, что знают ученые
На открытии выставки гостей угощали самыми вкусными яблоками из алматинских садов. К открытию был приурочен выпуск альбома «Алма», посвященный теме яблок Казахстана, представленных на картинах в музее искусств РК им. А. Кастеева.
«Этот проект общественного фонда «Cultural Dilaogue» подчеркивает уникальность дикой яблони Сиверса и глобальную значимость ее сохранения для будущих поколений. Дикие яблоки являются не только неотъемлемой частью биоразнообразия Казахстана, но и генетическим фондом мирового значения», - отметил Амир Пирич, исполняющий обязанности директора кластерного Бюро ЮНЕСКО.
Директор Cultural Dialogue Жанна Мамбетова рассказала, что неправительственная организация занимается в основном проектами по культуре и искусству, а последние пять лет приоритетом организации стало направление Art&Science — сплав науки и искусства.
К настоящему проекту, посвященному яблоне Сиверса, были приглашены ученые помологи, занимающиеся возрождением яблок в Казахстане. Помология — это сортоведение, наука, которая занимается изучением сортов плодовых и ягодных растений.
В рамках этого проекта был проведен международный симпозиум совместно с искусствоведами из Германии и Франции.
— Мы говорили о таких проектах, которые делаются на стыке науки и культуры. Ученые – не очень хорошие коммуникаторы, они не могут объяснить, чем занимаются и в чем важность этого проекта. А совместная коллаборация с художником, который может интерпретировать и дать свое, художественное видение, обращает внимание на объект изучения. Интерпретация вытекает в достаточно интересный художественный проект, в основном они мультимедийные. В Казахстане мы сейчас видим зачатки направления Art&Science. Мы же в этом своем проекте просто объединили художников и ученых помологов, чтобы они сблизились.
В рамках проекта была выпущена и цифровая копия электронного каталога «Алма» для тех, кто не успел попасть на выставку и получить альбом.
Между классикой и современностью — яблоко
Интересно, что параллельно с этой экспозицией в Алматы прошла еще одна выставка, посвященная яблоку — «Исчезающие портреты: исторические сорта яблок».
Именно яблоку Антье Майевски и Павел Фрайслер из Германии посвятили свой художественно-исследовательский и культурно-исторический проект, представленный на выставке. Инсталляции, живопись и видеоработы Антье Майевски посвящены взаимодействию людей с культурными объектами, растениями и экосистемами. Особый интерес Антье Майевски проявляет к культурной и геоботанической миграции, исследуя устные истории и процессы трансформации, а также вопрос о возможности собственного участия в переменах. Важная часть работы – сотрудничество с другими художниками, экологическими и общественными группами, а также с учеными.
Яблоко вдохновило и немецкую художницу Бригитте Хофхерр. Фотографически точные живописные «портреты» яблок Хофхерр в стиле гиперреализма раскрывают присущий этим фруктам широкий спектр различных форм и цветов, что оказывает неизгладимое эстетическое воздействие на зрителя. Более четырех лет Хофхерр посвятила проекту «Исторические сорта яблок». Исследования позволили ей познакомиться с производителями яблок, владельцами фруктовых садов и учеными по всей Европе.
Через искусство, акварели, картины, фотографии, через фильм «Дикие яблоки» посетители Almaty Gallery глубже познакомились с одним из древнейших культурных плодов, который во многих цивилизациях мира считается символом жизни, любви, познания и благополучия, а для казахстанцев еще ставший символом любимого города – города Алматы!