Фото автора
Завершила работу персональная выставка казахстанского художника Владимира Гвоздева - «Гвоздев + Шеге» - в Almaty Gallery («гвоздь» по-казахски – «шеге»). Популярнейший живописец оказался в нашем городе спустя десять лет после своего предыдущего посещения южной столицы.
Как утверждает директор Almaty Gallery, искусствовед Наргиз Алиб: «Работы Владимира Гвоздева повсюду и сразу распознают: ведь никто больше не создает подобных ковров, «сотканных маслом и кистью», пропитанных казахской национальной самобытностью. Здесь воспроизведены уникальные обычаи и традиции народа, неповторимая природа - горы и степи - богатое духовно-культурное наследие наших предков – номадов». К тому же художник, как никто другой, умеет добиться наибольшей яркости красок на своих полотнах
Лучезарный Владимир Гвоздев-Шеге
Родом из Свердловской области, Владимир Гвоздев более пятидесяти лет (из 64-х) жил в Казахстане, в Алма-Ате-Алматы. Учился на художественном факультете Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова, получил специальность «дизайн интерьера».
Десять лет назад перебрался в Москву, но продолжает считать себя казахстанским художником, так как именно здесь он сформировал собственный стиль – «этносимволизм» - обзавелся собственным изобразительным языком - «благодаря казахскому народному творчеству, национальным обычаям и традициям». Также изобразительный способ Владимира Гвоздева называют «ткачеством маслом по холсту». Художник тщательно изучал орнаменты ковроткачества, элементы петроглифов.
Автопортрет - Шеге иногда выглядит серьезным
И в своих уникальных произведениях он щедро использует образную систему символов, принадлежащих номадам, где в облике змеи заключена мудрость, орлу предназначена роль свободы, а дерево символизирует жизнь.
Владимир Гвоздев верит, что в этих знаках сокрыта информация, передаваемая древними тюрками друг другу на протяжении веков: «Таким образом я использовал казахскую знаковую систему в моих картинах, отдал предпочтение этому своеобразному письму, взяв его за основу».
Так Владимир Шеге стал известен как автор «сотканных маслом» традиционных казахских ковров, корпешек, подушек. Работает он главным образом не кистями, а с помощью мастихина: «Краску кладу так густо, чтобы этот слой придавал бархатистость картине, создавал «толщину» ковровой поверхности. Это можно увидеть и также ощутить «на ощупь»».
Об «эффекте ковра» в работах Владимира Шеге говорит директор Almaty Gallery, искусствовед Наргиз Алиб: «Художник с помощью наложенных мастихином мазков создает объемные полотна. Работы становятся столь яркими и сочными, что их можно принять за цветной пластилин. Подобное густое накладывание краски воссоздает своеобразную многоцветную пасту. Поэтому подобный жанр называется «пастозной живописью». К тому же в арсенале Владимира Шеге - бронзовая паста, наряду с полудрагоценными камнями и сусальным золотом. И это многообразие техник очень ценят люди».
Мария Богородица - в представлении Владимира Шеге
Одна из работ Владимира Шеге – повторяет традицию иконы: «Эта картина для меня очень ценная. Живя в Москве, насмотревшись на иконы, я тоже захотел сделать что-то подобное. Канонов иконописи я не знаю, в этом жанре все строго. Но все равно я оттолкнулся от русской православной иконы Богоматери. Мать на картине – это моя жена, а младенец в ее руках – это я с божьей коровкой на голове».
Почему художник решил изобразить себя в виде младенца в руках Марии? «Потому что моя жена относится ко мне - как к ребенку. Конечно, я взрослый человек, но моя супруга заботится обо мне именно как о сыне».
Владимир Гвоздев в нынешний приезд решил задержаться в Алматы. У него в планах – написать большеформатные работы. На выставку собирался привезти большие по размеру картины из Москвы, но их не пропустили на таможне. Тогда и пришло решение – создать крупные работы в Алматы: «Осенью или зимой сделаю еще одну выставку, но где именно, пока не знаю».
Корпе-1. Серьезный взгляд автора
Шеге берет для своих картин избранные эпизоды из Библии, Книги Книг: «Я крещеный. И, хотя в церковь хожу символически, но верю в Бога. Если мне нужно пообщаться с Всевышним, то делаю это в православной церкви, в мечети или в синагоге, - все это дома Бога».
В Алма-Ате-Алматы Владимиру Гвоздеву-Шеге необходимо бывать: «Это моя родина. Я здесь впитываю нечто, подпитываюсь. Если Россия – историческая Родина, то Алматы, Казахстан – моя родная Родина, говорю это со всей искренностью. Ментально я – восточный человек. Смотрю на русских в России, в Москве, - они совершенно другие, чем русские, живущие в Казахстане. Мы – восточные люди по всем параметрам».
По мнению Владимира Шеге, в набор восточной ментальности входят такие вещи, как отношение друг к другу – в Москве не принято здороваться – даже если вы соседи: «А у нас - вы, хотя бы просто встретились взглядами на улице, то поприветствуете незнакомца или, по крайней мере, - кивнете. И, конечно, кухня, гастрономия входит в определение восточной ментальности».
Молодым, по мнению художника, непросто жить в этом мире: «Молодежи в наши дни сложнее приходится, так как множество вариантов предлагается – как именно жить. И молодые люди не знают, как им быть. Есть между вами любовь? Любите друг друга. Если есть уважение – уважайте! Не надо искать червоточины в другом. Если вы относитесь к человеку положительно, ищите только плюсы друг в друге, и вы, соответственно, зеркально получите то же самое в свой адрес. Цените отношения».