Крупнейшая международная юбилейная выставка открылась в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева. Экспозиция посвящена 90-летию Союза художников РК, это яркий, представительный и профессиональный форум искусства Казахстана.
Свои работы представили также художники Кыргызстана, Узбекистана, Грузии, Азербайджана, Беларуси, Бурятии, Литвы, Таджикистана, Украины, Молдавии, Канады.
Более 400 казахстанских художников из разных регионов, а также их коллеги из других стран специально создавали на протяжении двух лет работы для этой экспозиции, всех жанров и стилей - классического, современного искусства. Показаны произведения, выполненные на стыке разнообразных художественных направлений. Организаторы выставки ожидали от художников принципиально новых творческих подходов, оригинальных пластических решений. Для выставки отобраны работы 250 авторов.
Отрадно и символично было увидеть на выставке Саурана и Даурена – внуков знаменитого живописца Абылхана Кастеева, народного художника КазССР, основоположника казахского изобразительного искусства.
Сауран Кастеев, художник, внук Абылхана Кастеева:
«Выставка удивительная. Большой юбилей Союза художников Казахстана привлек мастеров искусства. Собралось не одно поколение художников разных направлений – от современного искусства до контемпорари арт. Все это объединено в одном зале – и ты переключаешься с одного на другое! Невероятные переходы: ты можешь сравнить, как развивалось искусство, увидеть воочию все этапы его становления. В работах использованы разные материалы – ткань, кора, камень, металлы, мозаика и множество других…
Для молодых художников на этой выставке есть возможность многому научиться. Здесь столько всего самого разного, что созерцание этих работ дает мощный заряд энергетики, окрыляет, вызывает желание поиска чего-то нового. Выставка дает большую мотивацию на творчество».
Кстати, сам Сауран Кастеев занимается иллюстрацией – его графика использована в книге «Слова назидания Абая», в сказках, детских книгах.
Даурен Кастеев, художник-монументалист, внук Абылхана Кастеева, член Союза художников РК с 1979 года:
«Подобная выставка – большой праздник души для всех нас. Интереснейшие работы множества авторов. Я рад, что поучаствовал в этой великолепной экспозиции. Побывать в залах музея – это отличная возможность выразить восхищение нашим коллегам, пообщаться с ними, научиться чему-то новому. Это всех нас наполняет и вдохновляет».
На выставке представлена работа Даурена Кастеева «Обращение Менгу-Тимура к Тенгри перед военным походом на Хулагидов» (2023 г.) – большое полотно на историческую тему Алтын Орды. Даурен пишет картины на разные темы, но именно история казахов особенно привлекает.
«Это очень интересно для нас: откуда мы, кто мы? Поэтому, я думаю, что во всей мировой культуре и истории важно обращение к нашим истокам. И это невозможно переоценить», - отмечает Даурен.
Он рассказал, что дом знаменитого деда – художника Абылхана Кастеева (сегодня – городской дом-музей) всегда был и остается центром притяжения для всей семьи. Здесь собираются каждое воскресенье все родственники, большей частью – люди искусства.
Гульнар Жуваниязова – куратор выставки, искусствовед, член Союза художников РК, «Мәдениет саласының үздігі», руководитель проектного отдела и отдела педагогики Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева:
«Авторы отобразили в своих произведениях ситуацию, происходящую на планете в настоящее время, - в разных стилях, жанрах искусства: в портретах, пейзажах, абстрактных композициях, в скульптуре, в инсталляциях, в прикладном жанре – в аппликациях, керамике и прочем. Выставка продлится до 7 декабря, после чего уедет в Астану, где будет демонстрироваться в Национальном музее в течение месяца».
По требованию комиссии, отбиравшей работы, в выставке должны были обязательно принять участие все председатели региональных филиалов Союза художников РК. Комиссия производила очень жесткий отбор, отдавая предпочтение наиболее достойным работам, отражающим развитие изобразительного искусства Казахстана. Очень высокий уровень продемонстрировали отечественные скульпторы - Алибек Мергенов, Нурлан Болатбеков, Даулетбек Еркимбеков, Али Сеисов. В выставке есть раздел социальных плакатов Сагидуллы Актанова, Каната Сарыбаева. Представлено творчество Умирбека Жубаниязова – председателя Союза художников РК. Мультипликационную композицию показал Гали (Салимгали) Мырзашев.
Обрела свое место на выставке керамика Надежды Абишевой. Акварельные реалистичные картины Марлана Нысанбаева соседствуют с абстрактными полотнами коллег. Здесь есть полотна известного казахстанского мастера Нэлли Бубэ и рядом - графика молодой художницы Зарины Ниязовой. Знатоки узнают работы акварелиста Елены Иоктон, опытного казахского живописца Бахытхана Мырзахметова, молодого художника Умархана Кумара, примечательного своими реалистическими работами. И это лишь несколько имен - из 250 участников.
Во время открытия юбилейной выставки можно было видеть, как авторы комментируют свои произведения, собирая вокруг себя благодарных слушателей. Или же зрители бурно обсуждали иные из произведений – как инсталляцию Багдата Сарсенбиева «Интернет», представляющую собой металлическое контурное распятие. На горизонтальном брусе сохранились кисти рук Иисуса Христа, в основании вертикального бруса – стопы Спасителя. А там, где должна была быть голова Иисуса Христа, верхняя часть бруса изогнута - таким образом крест распятия превращен в огромную букву «F», символизирующую Фэйсбук.
Посетитель и участник выставки Дуйсен Картов обсуждал произведение с собеседницей:
«Работа хорошая, она рождает много смыслов. Но, на мой взгляд, отсылка к Фэйсбуку придает ей некоторую плакатность. А без намека на популярную соцсеть было бы гораздо больше смыслов. Крест остался бы крестом-распятием. Конечно, я мусульманин, для меня христианская тема не столь близка, но мы живем в одном пространстве, имеем общие ценности, пропитаны этим, знаем, о чем идет речь. В этом распятии остались одни страдания, люди приняли муки распятого, но самого Иисуса Христа не восприняли, - в этой интерпретации. В современной жизни божеством стали соцсети».
В обсуждение вступила зрительница Динара Искакова:
«В каноническом кресте вертикальный брус уходит вверх - в бесконечность. А здесь верхняя его часть повернута в горизонталь, и крест уже не уносится вверх, он остается на земле – человечество осталось в вечных муках, пригвожденным к горизонтали этого распятия. Вместо Всевышнего мы обрели некоего бога соцсетей».
Оказалось, что собеседники – выпускники АГТХИ (ныне – Академия искусств имени Жургенова), Дуйсен Картов – художник по металлу, а Динара Искакова училась на отделении промышленной графики. И мнение этих зрителей любопытно не только профессиональностью суждений, но и тем, как важен для современного общества вопрос веры. Он централен – в многообразии тем, смыслов, значений и понятий. Да и сам крест расположен в самом центре огромной экспозиции.
В этот знаковый день некоторые художники были награждены «Золотой медалью имени Кастеева» за работы, выполненные в 2022-2023 году: графики - Александр Махно (Семей) за работу «Кокпар с мальчиком, купающим красного коня», Асия Хайрулина (Алматы) – «Кузгi раушан», «Канык кызыл» (бумага, акварель). «Золотую медаль имени Кастеева» вручили представителям декоративно-прикладного искусства – Зейнелхану Мухамеджану - за работу «Муза» (ткань, вышивка), Кулипу Жуваниязову – «Менiн Казакстаным» (шерсть, ткачество), а также скульптору Нурлана Болатбекова – за работы «Канбак» и «Дала самалы» - (бронза, алюминий). Художники Болатбек Бейсебеков и Фархад Камалов были награждены Почетной грамотой Союза художников РК за работы, представленные на выставке.
Марлан Нысанбаев - алматинский акварелист, график, живописец, член Союза художников РК, «Қазақ Өнерінің Қайраткері», амбассадор Евразийской творческой гильдии Лондона, арт-менеджер:
«В выставке приняли участие мастера из 10 стран. Причем те из них, кто является гостями Казахстана, решили передать свои работы в дар музею. Таким образом, фонд Музея искусств РК пополнился новыми произведениями. Для этой экспозиции мы выбирали лучших из лучших – от самого молодого Нурлана Сатаева (он недавно вступил в Союз художников РК) до 70-летнего аксакала Каирбека Закирова – здесь представлены его великолепные акварели, выполненные в манере пуантилизма. Выставку нужно обязательно посетить еще раз. В день открытия было много общения, встреч. Но необходимо внимательно посмотреть сами работы, не так бегло, как сегодня».