Связанные 3D скульптуры и пылающая келин: художники подняли вопрос бытового насилия | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Связанные 3D скульптуры и пылающая келин: художники подняли вопрос бытового насилия

784
4 минуты
Связанные 3D скульптуры и пылающая келин: художники подняли вопрос бытового насилия

Фото: Вера Останкова

В Алматы в галерее современного искусства Artmeken Gallery проходит выставка художницы Асель Кенжетаевой и скульптора Санжара Досмагамбетова «Опасные связи». В своих нестандартных работах мастера поднимают проблему бытового насилия и положения женщин в современном казахстанском обществе.

Асель и Санжар – семейная пара, они живут и работают в Алматы. Их совместную экспозицию, кроме личных причин, объединяет женская тема, интерпретированная на контрасте красоты и насилия. Первая составляющая достигнута посредством яркости цветовых решений, компактности и цельности силуэтов, и внимания к деталям. Вторая часть – идея насилия открывается лишь при тщательном рассмотрении произведений.

«Не думайте, что эта выставка конъюнктурная, она была задумана еще в октябре и не связана с произошедшим громким убийством. Но она безусловно связана с тем неравноправным положением, с тем насилием, которому подвергаются казахстанки. По оценкам неправительственных организаций, в нашей стране ежегодно более 400 женщин умирают от супружеского насилия», - говорит искусствовед, куратор выставки Валерия Ибраева.

В рамках экспозиции Асель Кенжетаева представила семь работ, объединенных серией «The burning kelin. Zhasau» («Пылающая невеста. Приданое»). Эти картины уже выставлялись ранее в 2020 году на выставке «50 оттенков голубого», которая была посвящена правам человека.

«Опасные связи»

«Работы Асель вы уже видели, но мы повторили их, потому что они остаются злободневными и актуальными. Они о женщинах, которые загружены, которые рвутся между традициями и современностью, которые уже не могут жить как жили бабушки и дедушки», - отмечает Валерия Ибраева.

Образы, созданные Асель, привлекают внимание своей яркостью и обилием деталей, они кажутся веселыми и праздничными. Однако вглядевшись, начинаешь замечать тянущий вниз голову кимешек (головной убор замужних казахских женщин), браслеты, которые подобно кандалам сковывают тела.

«Опасные связи»

«Изысканные колье и серьги, роскошные ткани, головные уборы и обувь, выписанные любовно и тщательно, тем не менее, душат и придавливают невесту, держат на месте тяжестью музейных пуговиц, увеличенных до гигантских размеров, обволакивают и заключают ее в довольно тесный овал богатого приданого», - подчеркивает искусствовед.

В работах Санжара Досмагамбетова, которые называются «7УЯТOFF», тема насилия более заметна, возможно потому, что тела скульптур неестественно вывернуты и обвязаны веревками. Несмотря на то, что разноцветные пластиковые фигурки напечатаны на 3D-принтере, на первоначальном этапе для их произведения были созданы модели, которые скульптор лепил с натурщиц.

«Опасные связи»

«Первый скульптор у нас был Бог. Он из тверди земной, из глины по образу и подобию своему вылепил человека. И поэтому, когда я творю, я чувствую, что он есть. Знаете, бывает, когда лепишь, ты уже не думаешь об анатомии и пластике, а вот «поперло», и когда ты на это выходишь, видишь, что для тебя кто-то это классно вылепил», - делится Санжар Досмагамбетов.

По словам мастера, проект со скульптурами длится уже порядка трех лет. Сначала фигурки были вылеплены, затем их отсканировали, обработали на компьютере и только потом запустили в печать. Труднее всего было реализовать именно последую часть: в Казахстане еще никто не делал скульптуры на 3D-принтере, группа Санжара стала первой в этой области.

 «Опасные связи»

«Если говорить о религии, не о вере, я разделяю эти понятия, то религия – это история культуры. Не зная Библию, ты искусство Возрождения не поймешь, там 90% ссылка на Библию. И это на самом деле история человечества, это история разговора о добре и милосердии, о красоте и о любви. Что такое любовь? Бог это и есть любовь! И вот эти фигуры сделаны с любовь, потому что я верю, что красота спасет мир - красота женщины и красота нашего мира», - говорит скульптор.

Важная деталь: обвязка скульптур фактурными веревками в стиле шибари (или сибари) – технике ограничения подвижности тела. Она восходит к техникам боевого связывания ходзе-дзюцу, возникшим в Японии в XV—XVI веках. В качестве эстетико-эротической практики сибари сформировалось только к середине XX века и сейчас применяется в качестве його-практик для расслабления.

«Тут возникает парадокс. Статуэтки не расслаблены, а словно стремятся разорвать сложно завязанные узлы. Пластика тел говорит о свободе: несмотря на композиционные различия, все они – и сложно закрученные, и распрямленные, – настаивают на автономности, независимости, высвобождении от, пусть красивых, фактурных и сложных, но уз», - думает куратор выставки Валерия Ибраева.

Искусствовед отмечает, что выставка не дает решения вопроса, но она обращает внимание на проблему довольно незавидного положения женщины в нашей стране. Насилие, угнетение, неравноправие – темы, очень часто обсуждаемые в прессе и соцсетях. Особенно в свете последних событий, которые всколыхнули весь Казахстан.

«Отношение к женщине – это уровень развития общества», - считает Санжар Досмагамбетов.

Выставка продлится до 1 декабря. Время работы галереи Telli — с 10.00 до 21.00 ежедневно без выходных. Вход свободный.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...