Родилась Бибигуль Ахметовна в Семипалатинске (сегодня — Семей в Абайской области Казахстана). Девочке суждено было стать певицей, обладающей уникальным сопрано, за которое она снискала имя Соловей.
Росла в семье, где постоянно звучала музыка: глава семейства играл на скрипке, мама-татарка прекрасно пела. На долю семьи в полной мере выпали все испытания поколения той поры. Так, в 1937 году в Катон-Карагае был арестован отец Бибигуль. Ахмет навсегда сгинул в одном из лагерей.
Чтобы помогать матери, юная Бибигуль, ученица 7 класса вечерней школы, отправилась работать на местном мясокомбинате. Здесь она посещала кружок самодеятельности, где и был выявлен уникальный тембр голоса девушки. Юную исполнительницу песен заметила отбывающая ссылку в Семипалатинске известная советская писательница Галина Серебрякова. Она взяла шефство над Бибигуль, давала ей начальные уроки музыки. Именно Галина Иосифовна настоятельно советовала Бибигуль поступать на вокально-хоровой факультет Казахской консерватории имени Курмангазы в Алма-Ате. Бибигуль не только легко поступила, но и блестяще закончила обучение в 1954 году у педагога Н.Н. Самышиной.
Параллельно с учебой начинающая певица работала на Казахском радио в качестве солистки, исполняя народные песни и популярные эстрадные.
Сразу после завершения обучения в консерватории Бибигуль Тулегенова в 1954 году становится солисткой Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. С 1956 года юная певица солирует в труппе Казахского государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы Казахской филармонии имени Джамбула в Алма-Ате. Растет и ширится известность «казахского Соловья» – Бибигуль Тулегеновой. Она гастролирует в составе труппы Казахского государственного оркестра по всему Союзу Советских Социалистических Республик. В 1958 году становится одним из лауреатов Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В 1971 году вновь возвращается в стены Казахского театра оперы и балета имени Абая. Певческая палитра Бибигуль Ахметовны значительно обогащается – она исполняет сольные партии классического репертуара и продолжает петь народные песни.
Певицу захватывает гастрольная жизнь: Бибигуль Тулегенова блистала на сценах в Китае, Польше, ГДР, Вьетнаме, Индии, Алжире, Египете, Сирии, Чехословакии, Канаде, Швеции, Франции, Италии. Публика множества стран была зачарована уникальным голосом певицы из далекого и неведомого Казахстана.
Поразительно творческое доголетие певицы. Лишь в прошлом году Бибигуль Ахметовна перестала участвовать в концертах. Ее голос не утрачивал музыкальности. С 1980 года, непрерывно народная артистка Казахстана, профессор давала уроки в классе вокала в Казахской национальной консерватории имени. Курмангазы.
Репертуар певицы невероятно обширен и богат жанрами. Она запомнилась слушателям и зрителям как непревзойденная исполнительница народных песен – «Гayhap тас», «Жиырма бес», произведений казахских композиторов – «Булбул» Л. Хамиди, «Қос қарлығаш» Евгения Брусиловского, «Еске алу» Мукана Тулебаева, «Тарантеллы» Еркегали Рахмадиева, «Көктем вальсi» Сыдыка Мухамеджанова, а также романсов Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова, арии из опер Николая Римского-Корсакова, произведений западных композиторов – Доницетти, Грига, Шуберта и многих других. Исполняла концерты для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра и Сыдыка Мухамеджанова.
Бибигуль Ахметовна на протяжении многих лет была Художественным руководителем и председателем жюри Международного конкурса вокалистов своего имени. Успевала заниматься общественной деятельностью – была депутатом Верховного Совета Казахской ССР 7-9-го созывов (1968—1982 гг). Бибигуль Ахметовна оказалась в истории Советского Союза последним лицом, удостоенным звания Героя Социалистического Труда (в соответствии с официально опубликованным указом).
За свою долгую жизнь певица трижды была замужем. Она считала, что в замужестве ей не везло: трудно совмещать музыкальное творчество и гастроли с заботами, которые выпадают на долю любой женщины — жены, матери. Бибигуль Ахметовна воспитала две дочери — Гузель и Марьямгуль (ушла из жизни в 2007 году) и сына Тулегена.
Народная артистка Казахстана призналась в одном из интервью, что была счастлива в творчестве. Но за это счастье ей пришлось платить определенную цену:
«Увы, в семейной жизни мне не особенно везло: мужьям нужна была образцовая супруга. Они нуждались в кухарке, хозяйке, а я всегда ездила на гастроли. А когда возвращалась, разгневанные мужья встречали меня тумаками. И я старалась все исправить, но это не получалось – гастроли не прекращались. Тогда я поняла: коль мне не повезло в семейной жизни, зато везет в творчестве. Мое настоящее счастье я обрела в моем народе».
И ее слушатели, народ Казахстана, платил своей звезде горячей любовью, почитанием. Бибигуль Ахметовна выражала огромную радость, что дожила до такого «золотого» возраста. Сожалеет лишь о том, что с годами менялась не только внешность, но и вокальные возможности:
«Изменился диапазон. Я уже не могу петь свою излюбленную песню "Булбул", так как не доступны уже высокие ноты, как раньше».
И все же Бибигуль Ахметовна навсегда остается нашим Соловьем.
У Бибигуль Ахметовны Тулегеновой огромное количество наград, выданных еще во времена Советского Союза, множились они и в годы независимости Казахстана.
Справка
Награды СССР и других стран:- Межгосударственная премия «Звёзды Содружества» в области гуманитарной деятельности (2014);
- Герой Социалистического Труда (1991);
- Орден Ленина (1991);
- Орден Ленина (1976);
- Государственная премия СССР (1970) — за концертные программы 1967—1968 годов;
- Народная артистка СССР (1967);
- Государственная премия Казахской ССР им. К. Байсеитовой (1966);
- Орден Трудового Красного Знамени (3 января 1959) — за выдающиеся заслуги в развитии казахского искусства и литературы и в связи с декадой казахского искусства и литературы в Москве;
- Народная артистка Казахской ССР (1959);