Поттериана – это те же «Три мушкетера» для подростков | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Поттериана – это те же «Три мушкетера» для подростков

2701
7 минут
Поттериана – это те же «Три мушкетера» для подростков
Галина Галкина


25 лет назад вышел первый том Поттерианы – «Гарри Поттер и философский камень» тиражом в 500 экземпляров, принадлежащей перу никому в ту пору неизвестной прозябающей в бедности Джоан Роулинг.

Все, что произошло потом, составило историю Поттерианы и самой писательницы. Свыше пятисот млн. экземпляров «Гарри Поттера» продано, начиная с первого издания и по сегодняшний день. 2008 год сделал Поттериану второй по продаваемости после Библии. В 2021 Sunday Times Rich List – Список состоятельных людей Sunday Times – оценивал состояние Джоан Роулинг в 820 млн. фунтов стерлингов. Писательница заняла 196-ю строчку в списке самых богатых людей Великобритании. А самую первую книгу «Гарри Поттер и Философский камень», датированную 1997 годом, приобрел неизвестный покупатель на аукционе Tennants за 111 598 долларов в июле 2021 года. Джоан Роулинг стала первым в мире литератором-миллиардером, сколотив состояние именно сочинительством и реализацией книг. Но очень скоро она добровольно рассталась с этим статусом, пожертвовав огромные суммы на благотворительные цели. И все эти безумные цифры лишь отражают фантастический интерес читателей, причем не только детей, но и взрослых, к уникальному повествованию о «мальчике, который выжил».

news4991.jpg

news4992.jpg

news4993.jpg

И тут нужно отдать должное писательнице, ведь именно Джоан Роулинг вернула любовь, вкус к чтению как минимум одному поколению юных читателей. А то и просто научила читать. Актуальна ли серия книг о Гарри Поттере сегодня? Возможно, эта литературная сенсация – однодневка? В чем феноменальность произведения? После перевода на русский язык «Гарри Поттера» на постсоветском пространстве литературоведы, педагоги и иные взрослые читатели книгу объявили «вредной». К тому же, по признаниям Роулинг, ключевая тема серии – смерть (до литературной деятельности она испытала клиническую депрессию и совершила попытку самоубийства, что отразилось на творчестве). Провозглашалось, что в повествовании применяется колдовство, герои летают на метлах, убивают персонажей или желают убить кого-то, произносят страшные заклинания, воруют и интригуют. Правда ли, что Поттериана наносит непоправимый вред? Что об этом думают взрослые читатели?

news4994.jpg

Ксандра Силантье – писатель, композитор, парфюмер (Алматы):

– Поттериана всегда актуальна. В этом собрании книг показано взросление, дружба и реальные примеры того, что происходит с юным человеком, когда он остается один против всех. Кроме того, показано, как устроена любая система, и что она делает со всеми. Мнение о том, что поттериана наносит вред, нелепо. Вредно не читать книги, особенно классиков. И «Гарри Поттер» – чтение для многих поколений. Где вы видели однодневку, в которой 8 книг и экранизаций, чтобы их читал и смотрел весь мир и рос вместе с серией книг и сериалом? Целое поколение выросло на «Гарри Поттере». И это не история от учительницы Джоан Роулинг, которой отказали в публикации 12 или 20 раз. Это повествование о происходящем – для своих. Если кто-то не понимает, о чем именно Поттериана, просто пусть удовлетворится ответом – «это классика».

news4995.jpg


Эрик Стародубцев – студент (Алматы):

– Серия книг будет актуальной еще долгое время, потому что она ориентирована на детей, и зачастую полностью удовлетворяет их интересам. Мне 20 лет, все семь книг я прочел, когда мне было 7. И не испытывал никакого отторжения. Может быть, если перечитаю сейчас, то замечу нечто, что не понимал в юном возрасте. Но сомневаюсь, что найду подобное. Ведь и в детстве у меня не возникло вопросов. Все было доступно и понятно. На удивление многих моих друзей, сам я «Гарри Поттера» не люблю. Никакой феноменальности в серии книг я не вижу, для меня это просто весьма неплохая история в жанре фэнтези, не более. Как мне кажется, все зависит целиком и полностью от интересов. В моем случае это скорее «однодневка», потому что перечитывать книги или даже пересматривать экранизации не тянет. Однако если смотреть более объективно, то история Гарри Поттера все же является детской классикой, так как огромное количество людей выросло на этих книгах и приобщает к ним своих детей.

news4996.jpg

news4997.jpg


Иеромонах Димитрий (Михаил Першин), (Алматы):

– Цикл сказочных историй Мальчика-Который-Выжил полюбился детям, многие из которых уже стали взрослыми.

И это неслучайно. Волшебный мир Джоан Роулинг – это галактика во Вселенной Шекспира и Диккенса, Честертона и Толкина. Но прологом к ее педагогической поэме стали «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Роулинг исподволь, ненавязчиво прорабатывает те ситуации, что волнуют каждого. Вопросы любви и дружбы, времени, которое забирает у нас родных, и верности, выходящей за пределы времени. Наконец, проблему смерти и того, что происходит с душой у врат вечности.

Здесь нет скучной и педантичной моралистики. Подобно Льюису в «Расторжении брака», она визуализирует происходящее во внутреннем мире человека. Ключ ко всему семикнижию – это встреча души Гарри с душой Тома Реддла (Вольдеморта). Она случилась вопреки воле злого волшебника в том странном светлом месте, где времени уже нет, а вечность еще впереди. Более всего это напоминает лондонский вокзал Кингс-Кросс, откуда поезда могли разбегаться во все стороны.

news4998.jpg

В начальной нарнийской сказке «Племянник Чародея» таким тихим и радостным местом перехода стал «Лес-между-мирами» – мирами сказочными и реальным. А Кингс-Кросс – это прихожая вечности. Место исхода из времени в грядущее бытие. И на этой границе проступает всё внутреннее содержание души. Гарри Поттеру, который только что пожертвовал собой, спасая всех, там хорошо. А душа Вольдеморта, напротив, скукожена и напоминает карликового уродца с как будто бы обожженной кожей. Гарри слышит, как душа его главного врага ноет и скулит, и в этом нытье ощущается страшная обида. И здесь перед нами раскрывается то адское состояние, которым Вольдеморт наполнил свой внутренний мир. Творя бесконечное зло, злодей обвиняет в этом других, но не себя.

Однако сын убитых несчастным злодеем родителей подходит к этому существу не в порыве мести, но желая ей помочь. Гарри возвращается в мир людей, чтобы попытаться спасти истлевающую душу своего врага, вознамерившегося убить и самого Гарри. Поэтому Гарри в финальном и совершенно шекспировском диалоге предлагает покаяться Вольдеморту, пояснив тому, что никакая злобная магия, никакие волшебные палочки не могут избавить его от бесконечного внутреннего распада. А слово «прости» – может.

Именно в этом главная весть Поттерианы – материнская любовь хранит лучше любого волшебства. А самое жуткое зло можно смыть покаянием.

news4999.jpg


Юлия Агентова – писатель, прозаик (Алматы):

– Книги, утверждающие добро, всегда актуальны. Поттериана – это те же самые «Три мушкетёра», но для подростков, поэтому их с удовольствием читают и многие взрослые. В чем феноменальность этого произведения? В сочетании многих хороших свойств. Это романы о дружбе, как и мушкетёрская сага Александра Дюма. Но Поттериана более психологична. Книги Роулинг затрагивают кучу нравственных вопросов, которые решаются через проблемы героев, их размышления, выбор и поступки. И поскольку вопросы, на которые им приходится искать ответ, вечны, эти герои будут понятны подросткам и следующих поколений. Другое дело, что может уйти мода на фэнтези, как любая другая мода. Возникнет что-то другое, новое, интересное.

Да, книги о Гарри Поттере – классика приключенческой литературы, как и книги Александра Дюма о мушкетёрах. Классикой делает это произведение увлекательность и напряженность сюжета, не ослабевающая, а даже нарастающая к концу цикла. Хороший язык Поттерианы от книги к книге становится все лучше и лучше (по крайней мере, в переводе). В семи книгах создана очень уютная атмосфера, которая сразу завораживает не только необычностью, но и душевностью. Сразу хочется оказаться в этом Хогвартсе, пожить там. А ещё в этом произведении детей привлекает самостоятельность подростков. Они часто действуют наперекор указаниям взрослых, те, конечно, приходят на помощь, но в тот момент, когда главное уже сделано детьми. Герои берут ответственность на себя. Это в наш-то инфантильный век! Разве это не привлекает?

И разве не полезно об этом читать? Эти обстоятельства роднят «Гарри Поттера» и с «Томом Сойером» Марка Твена, и с «Молодой гвардией» Александра Фадеева.

Критиковали книгу в основном с религиозных позиций. Мол, много там чертовщины. Но она присутствует во всех сказках – как воплощение зла. А фэнтези – это сказки для взрослых. Поэтому они более сложные, более реалистичные и детальные в описании вымышленного мира, который должен восприняться читателем как реальный.

На фото: Скауты дружины «Восходящая звезда», Бутаковское ущелье – вместе с руководителем Олесей Лавреневой и скаутмастером Михаилом Першиным, 8 января 2022 года

Фото из личного архива М. Першина, из открытых источников


Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...