Открытие выставки
На открытии выставки представители китайской стороны говорили о гармоничности природы двух стран – Китая и Казахстана – по отношению друг к другу. Ведь обе республики являются наследниками цивилизации Шелкового пути и трудятся над воплощением исторической миссии – развивают дружественные отношения между народами. Китай и Казахстан издавна культивируют культурное наследие «Шелкового пути», хотя и следовали разными историческими траекториями. РК и КНР созидают уникальные, яркие материальные и духовные цивилизации.
Представитель китайской компании, живущий и работающий в Казахстане, подчеркнул, что Касым-Жомарт Токаев – единственный в мире президент, говорящий на китайском языке, и что глава РК стал интернет-сенсацией в Китае:
«Мы, китайцы, очень любим его. Казахстан – великая страна, наш добрый сосед и единственный постоянный стратегический партнер Китая. Хочу подчеркнуть, что во время своего визита в Казахстан в июле 2024 года Председатель КНР Си Цзиньпин подписал с господином Токаевым важный план по увеличению торговли между двумя странами с 40 млрд долларов до 100 млрд долларов в ближайшие 3-5 лет, включая инвестиции нашей компании в Алматы. Что также представляет собой все более глубокий и диверсифицированный экономический и торговый обмен между двумя нашими странами».
Художник Лу Линь
Наргиз Алиб, искусствовед, галерист Almaty Gallery:
«К творчеству художника приковано внимание не только на его родине: произведения Лу Линя были представлены в экспозициях музеев и галерей в городах Китая и Европы – в Пекине, Шанхае, Нанкине, Сингапуре, Берлине, Потсдаме и других местах. Лу Линь – финалист престижной премии Джона Мура в 2012 году (в области живописи)».
Жанна Чистякова, куратор выставки (город Санкт-Петербург):
«Экспозицию картин «Другая сторона леса» в течение двух лет, в 2023-2024 годах, видели зрители, ценители искусства в залах музея современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге, на площадках Национальной художественной галереи «Хазинэ» (ГМИИ РТ, Казань), в Государственных художественных музеях Нижнего Новгорода и Уфы, а также в Art GalleryHas Sanat в Астане».
Открытие выставки в Almaty Gallery: слева Лу Линь, в центре Умирбек Жубаниязов – председатель правления Союза художников РК, справа – искусствовед Наргиз Алиб
Владимир Назанский, куратор выставки (город Санкт-Петербург) так отзывается о Лу Лине:
«Художник, обладающий собственным неповторимым стилем, он понимает проблематику искусства. Работы живописца «читаются» как тексты, подталкивая зрителя к раздумьям, вызывая чувства экзистенциальной тревожности».
Картина Вперед
В основном Лу Линь привез пейзажи. Художник объясняет свое пристрастие к этому жанру:
«В действительности я не сосредоточен именно на пейзажной живописи. Создаю «ландшафт для духовных странствий». Пейзаж – это некая репрезентация. Это способ выражения времени и памяти, реальности и истины, того, что меня по-настоящему волнует».
Лу Линь обозначает своей целью «не «срисовать природу», а добиваться порядка:
«Я использую множество хаотичных линий и порой резких абстрактных цветовых сочетаний. Считаю, что пейзажной живописи подвластно не только воссоздание окружающего нас живого мира, но и отражение духовных, социальных проблем».
Будущие стулья
Полотна Лу Линя превращают зрителя в гостя густых чащ – они возникают на фоне архитектурных руин:
«Так я указываю на существующие противоречия между естественным и индустриальным, отражаю историю и предысторию».
Дома
Зрители отмечают мрачность, безысходность некоторых картин Лу Линя: автор передает то, что ощущает и переживает человек, вышедший из собственных социальных ролей, оказавшийся в полной неизвестности, в «сумрачном лесу» жизни.
Лестница в небеса
Взаимоотношения между Творцом и тем, что он создает, по мнению Лу Линя, подобны отношениям между реальностью и идеалом:
«Мои произведения созданы под влиянием неточных эфемерных факторов. Мне импонируют вещи, не имеющие границ и конца».
Обсуждение работы
Художник говорит о том, что дорожит этим постоянным чувством неопределенности, оно дополняет творчество свежестью:
«Но вместе с тем, я не получаю ответа на все те же трудные вопросы, с которыми сталкиваюсь в каждом периоде своего творчества. Как выразить на холсте ответы на такие вопросы: «Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?»
Картина Домик
Работы «Будущие стулья», «Дома» и другие кажутся трагичными, выражают безнадежность. Лу Линь поясняет:
«В своих работах я хотел показать, что в будущем у нас не будет того мира, к которому мы привыкли сегодня. Ведь мы взаимодействуем с материалами, предметами, с природой, которая нас окружает. И вот к чему мы можем прийти в результате этого взаимодействия. Если говорить о выставке, то я надеюсь, что она принесет зрителям разные чувства – кто как воспримет то, что увидит. Надеюсь, и в дальнейшем у нас будет хорошее совместное общение».
Ольга Батурина
Ольга Батурина, искусствовед:
«Это необычная выставка. Китайские художники выставляются в Казахстане, но не так часто. Лу Линь – представитель нового поколения, искусства постмодерна, свободы. Его живопись широкая, большая, экспериментальная, яркая. Это чистый экспрессионизм, эксперимент – с фактурами, цветами, пространством, предметами. Для меня живопись – это про смыслы, а не про формы. И не случайно название выставки «Другая сторона леса». Но что такое лес? Лес нашего сознания или что-то еще? У каждого свое.
Значит, мы стремимся увидеть невидимое, рассмотреть то, что находится по ту сторону предмета. Метафизическое, трансцедентальное есть у каждого в намерении исследовать мир. Картина «Будущие стулья» – об этом же. В полотне «Дома» изображены трубы: мы видим индустриальный пейзаж. Конечно, Лу Линь – не социальный художник. Он рассказывает нам не про социальное устройство нашего общества, а про смыслы нашего времени. И это самое главное и интересное. Поэтому он уходит от мимезиса – подражания природе, ее копирования. Все его образы придуманные, фантастические».
Зрители в зале
Батурина подчеркивает:
«Лу Линь интерпретирует то, что видит, поэтому в его полотнах – образы дороги, деревьев, леса, горы. Он показывает путь, восхождение, движение. Мне особенно понравилась картина, которая попала на афишу выставки: здесь гора, человек и радуга. Это абсолютный символизм – о вселенском одиночестве человека в этом мире, но и о надежде, которая всегда есть, она предполагается и во внешнем, и внутреннем мире человека. Это картины, над которыми есть над чем подумать. Работы Лу Линя – повод задуматься. Это некая игра, в которую художник предлагает поиграть нам, зрителям, прийти и открыть смыслы».
Переплетение