Первый супер-сериал СССР: христианские смыслы «Семнадцати мгновений весны» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Первый супер-сериал СССР: христианские смыслы «Семнадцати мгновений весны»

12
6 минут
Первый супер-сериал СССР: христианские смыслы «Семнадцати мгновений весны»

В этом году кинематографисты постсоветского пространства, а также зрители, заставшие советскую эпоху, вспоминают выдающегося советского, российского режиссера Татьяну Лиознову (1924-2011 гг.), родившуюся сто лет назад.

2.Татьяна Михайловна Лиознова - выдающийся режиссер СССР.jpg

Татьяна Михайловна Лиознова – выдающийся режиссер СССР

Ее фильмы стали культовыми в СССР, в их числе знаменитая лента «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал» и другие. Но прославившим имя Татьяны Лиозновой стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по одноименной книге журналиста, писателя, сценариста, педагога Юлиана Семенова (Ляндреса), и впервые показанный по советскому ТВ 11 августа 1973 года – 51 лет назад. Общеизвестно: когда по телевизору шел фильм – серия за серией – «Семнадцать мгновений весны», все города огромной страны СССР становились безлюдными. В стране снизился уровень преступности. Премьера фильма собрала у телеэкранов более двухсот миллионов советских граждан.

3. На съемках фильма 17 мгновений весны.png

На съемках фильма «17 мгновений весны»

Из дневниковых записей Т. Лиозновой о работе над фильмом «Семнадцать мгновений весны» следует: в повествовании есть временные отрезки – четко обозначенные дни и часы. Юлиан Семенов не придает этому значения. Лиознова думала иначе: «А ведь за этим – кровавая война советского народа». Лиознова считала это самой главной линией в фильме, дающей ей возможность создавать не детектив, а фильм о человеке «делающем свое дело, вкладывающем свой труд в нашу победу. Он выполняет это – со всей совестливостью, смелостью и до конца».

4. Не женская профессия Татьяна Лиознова - кинорежиссер.jpg

Не женская профессия Татьяна Лиознова – кинорежиссер

Когда режиссер Лиознова берет в руки сценарий, то испытывает шок, потому что в книге ей многое импонировало, а в сценарии все было иначе и не так:

«На каждой странице по 5 трупов. В общем, я оставалась на руках со сценарием, который не то, что во многом уступал книжке, но попросту вступал с ней в противоречие».

Лиознова не хотела воплощать этот сценарий: но ее уже «запускают» на студии, уже щелкает секундомер. И режиссеру пришлось садиться за работу – Татьяна Михайловна принялась за написание литературного и режиссерского сценариев одновременно. Она назвала это катастрофой, ведь работать приходилось по двенадцать часов в сутки. Ей вряд ли доводилось поспать.

5. Штирлиц с радисткой Кэт.jpg

Штирлиц с радисткой Кэт

Татьяна Михайловна признавалась:

«Но не могу сказать, что я не получила удовольствия, ведь руки были развязаны. При этом я не следовала против материала книги, а напротив – отстаивала его».

6. Штирлиц, а Вас я попрошу остаться.jpg

Штирлиц, а Вас я попрошу остаться

Режиссер воплотил на экране черты настоящего разведчика Всеволода Владимирова, дворянина, сына профессора права и филологии. Фамилия Исаев была его псевдонимом. Но это одна из версий. Есть много предполагаемых прототипов. Воплощенный Семеновым в Штирлице человек был не сочиненный Джеймс Бонд, а герой с подлинной, хотя и собирательной, судьбой, историей.

7.Распятие.jpg

Распятие

Фильм наполнен христианскими смыслами и символами, что было удивительно в советскую атеистическую эпоху. В одном из эпизодов можно явственно угадать образ Христа – им становится пастор Шлагг. Это прочитывается в сцене в камере, когда происходит глумление уголовников над пастором, один из них язвительно произносит: «Христос». Преступные элементы принуждают Шлагга принять позу Христа. Уголовник читает Восьмой псалом и восемь раз впечатывает болезненные щелчки в голову пастора. А Псалом №8 ставит вопрос: «Что есть человек, что Ты вспоминаешь о нем, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»

8.Тихонов, Лиознова и Плятт - репетиция.jpg

В. Тихонов, Т. Лиознова и Р. Плятт – репетиция

И в фильме ставится вопрос перед всеми нами: что есть человек? Человек ли бандит в камере? Человек ли Гитлер? Имеется ли в нем Господь? Пастор отвечает, что и в Гитлере, и в Гимлере присутствует Бог. Но его скрывают завалы грехов, злобности и зла. По фильму Господь подобен пастору Шлаггу, распятому в каменном мешке камеры. И преступники издеваются над Ним. Таким образом Татьяна Лиознова подняла свой многосерийный фильм не только на высоту исторической достоверности, но наполнила его христианским содержанием, духовными поисками. В прошлом пионерке и комсомолке, преследуемой властью по «пятой статье» (еврейское происхождение), Татьяне Михайловне были важны вопросы веры, поиска смысла жизни.

9. Юная Татьяна Лиознова.jpg

Юная Татьяна Лиознова

Не так давно в Москве, в московском Доме музыки состоялся вечер памяти «Монолог со зрителем», посвященный народной артистке СССР Татьяне Лиозновой.

Константин Маскаев – российско-казахстанский журналист, соавтор сценария театрализованной композиции Т. Лиозновой:

«Этот вечер памяти выдающегося режиссера и замечательного человека – плод тщательной работы с ее архивом, опубликованными в разные годы воспоминаниями многих людей, ее интервью, лекций по творческому методу... Это была тщательная совместная работа, на которую (и ради которой) не жаль времени. Татьяна Лиознова – величина! Она сняла всего девять картин. Но каждая из них – глубокая, пронзительная, живая».

Фрагменты интервью, воспоминаний, письма, киносценарии с редакторскими правками и, конечно, фильмы Татьяны Михайловны Лиозновой стали литературной основой этого вечера и подсказали его форму – «Монолог со зрителем».

Константин Харалампидис – режиссер вечера, российско-казахстанский режиссер:

«Мы приехали к ней домой, просмотрели все пластинки, которые она слушала, они все сохранились. И все действие, которое происходило на сцене в вечер памяти, шло под музыку, которая была близка ее сердцу».

10.Елена Цыплакова.jpg

Елена Цыплакова

Елена Цыплакова, народная артистка РФ, зачитывала страницы из дневника Татьяны Лиозновой от первого лица: «Тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана. А музыка при этом звучит и звучит во мне».

Будучи студенткой ВГИКа, Елена Цыплакова училась у Татьяны Михайловны:

«Она была очень эмоциональным, чрезвычайно энергичным человеком, быстро реагирующим на все. Она могла и поругать, и тут же рассмеяться, если было что-то смешное. И дневниковые записи – такие же».

Через всю жизнь Татьяны Михайловны сквозной нитью проходила тема Великой Отечественной. И войну Татьяна Лиознова показала по-новому в многосерийном телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны», где действующим лицом стала сама история и реальные герои.

Людмила Лисина – дочь, наследница архива Т. Лиозновой:

«Татьяна Михайловна неоднократно говорила, что «Семнадцать мгновений весны» снимала не столько об одном разведчике, а чтобы показать, что у нашей страны нет партнеров, союзников».

Кинематограф и свою профессию Татьяна Лиознова воспринимала как способ разговора со зрителем о важных, волнующих ее темах. Говорила:

«Всю жизнь снимаю один фильм – о преданности и верности. Мои картины можно назвать квинтэссенцией моих личных переживаний, влюбленностей, жизненных перипетий».

Фото из личного архива Татьяны Лиозновой (сканировал Константин Маскаев) и из открытых источников

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также