Удивительная история шедевра эпохи проторенессанса на днях завершилась во Франции. Картину знаменитого флорентийского живописца Джованни Чимабу́э (настоящее имя Ченни ди Пепо (около 1240–1302 гг) «Христос Осмеянный» (1280 г.) у владельца выкупил Лувр для своей коллекции спустя 4 года после того, как частный коллекционер приобрел ее на аукционе за рекордные 25 миллионов долларов. Об этом пишет Businessinsider.com.
Началось все во французском городе Компьене. 90-летняя хозяйка дома на протяжении нескольких десятков лет любовалась на кухне, по ее словам, «бесполезной иконой из России», которую случайно увидел кто-то из гостей и забрал себе, так как она планировала ее выбросить на помойку. Искусствовед Эрик Туркин с помощью инфракрасной рефлектографии выяснил, что картина принадлежит кисти Чимабуэ, жившего в XIII веке. Ее выставили на продажу через аукцион, где ее приобрели для своей частной коллекции чилийские миллиардеры Альваро Сайе Бендек и его жена Ана Гусман Анфельт за 25 миллионов долларов США. Однако французское правительство воспрепятствовало им, отказав в выдаче экспортной лицензии. Власти признали картину культурным и национальным достоянием. Музею Лувра было предложено за 30 месяцев собрать необходимые средства для приобретения полотна.
На прошлой неделе, наконец, состоялась сделка между музеем и владельцами картины, гарантирующая место шедевра в парижской коллекции. Сумма сделки не озвучивается.
Лоранс де Карс, директор Лувра, отметила, что приобрести этот шедевр было великой радостью. По ее словам, картина Чимабуэ «Христос Осмеянный» «является важной вехой в истории искусства, знаменуя захватывающий переход от иконы к живописи».
В музее Лувра отметили, что эта картина будет выставлена на весенней выставке в 2025 году с еще одним шедевром Чимабуэ.
В 2019 году The Guardian со ссылкой на того же Туркина писал, что «Христос Осмеянный» - это часть диптиха известного как «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Бичевание Христа», которые находятся в Национальной галерее в Лондоне и в коллекции Фрика в Нью-Йорке соответственно.
Сцена поругания Христа описывается в трех из четырех Евангелий, и ее часто писали художники разных эпох: от раннего ренессанса до импрессионистов (известен шедевр "Иисус, терзаемый солдатами" Эдуард Мане). Суть в том, что после ареста Христа в Иерусалиме и либо непосредственно перед, либо после того, как он предстал перед Каиафой (первосвященником) (свидетельства разнятся), иудеи напали на него и подвергли разным оскорблениям ("Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: пророки нам, Христос, кто ударил Тебя?").
Перевод: АПН
Фото: Businessinsider и The Guardian