Река Арысь и Святая Русь: переплетение корней | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Река Арысь и Святая Русь: переплетение корней

Река Арысь и Святая Русь: переплетение корней

Арысь, протекающая по югу Казахстана – река невеликая. Это – если по размерам географии. А если по вкладу в историю – то будет повеличавее многих. Достаточно сказать, что в низовьях ее, там, где вливается она в славную Сырдарью, раскинулся самый густозамешанный артефактами археологический район Казахстана – Отрарский оазис. Впрочем, древних поселений и могильников и без того обильно понатыкано временем вдоль арысских берегов на всем протяжении. Тут, где не копнешь, наткнешься на артефакт.

Арысь о «орыс»: привет от саков?

Любопытен сам гидроним - Арысь. Многие обращали внимание на явное на его созвучие с чем-то русским («орыс»). И созвучие, как оказалось, не простое, имеющее очень глубинный смысл и, возможно, единый корень.

По данным авторов капитального словаря «Исторических топонимов Казахстана», выпущенного лет десять назад незаслуженно мизерным тиражом в Алматы, гидроним может происходить от древнеиранского «rusa» – «белый», хорошо представленном «в авестийском, скифском и памирских языках, что представляет собой характерную скифосакскую изоглоссу». Но примерно от того же корня некоторые исследователи выводят и загадочную Русь – страну белых снегов, или белых (русых) людей.

Правда, в отношении Арыси, «цветовой гидроним» явно не раскрывает всей глубины значения, которое указует не на цвет воды, а скорее – на исконную сакральность самой реки, которая издревле влекла своей живизной окрестных обитателей. Реки ведь вовсе недаром обожествлялись и играли такую важную роль в скифо-сакской мифологии – от них велась родословная по женской линии.

Понятно, что обожествление рек было характерно не только для скифов – их представления появились не на пустом месте. Возможно, именно отсюда, из степных областей Глубинной Азии, из таинственной прародины, культ рек был разнесен в разные стороны вместе с индоевропейскими языками. И где-то, как в Индии, с ее Гангой и Джамной, гатами, тиртхами и омовениями, в которых участвуют одновременно миллионы паломников – благополучно дожил до наших дней.

Маршрут перестроен

Но вернемся домой из этих чарующих глубин вечности, и попробуем проследовать по течению таинственной Арыси, дабы осознать ее нынешнее место в современной истории и географии Казахстана. Этот интересный и познавательный маршрут мог бы стать типовой экскурсией для всех, кто на самом деле интересуется своим краем.

…Верховья Арыси, лежащие на плоском водоразделе, разграничивающем Жамбылскую и Туркестанскую области, могут разочаровать. Грязные арыки, разбросанные тут и там по полям, сливаются близ Чокпака в глинистого цвета поток, тем самым и образуя священную реку древних. Прозаично.

Верхняя часть Арысского бассейна, со времен начала движения поездов по Турксибу, пользовалась у транзитных пассажиров (следовавших из Москвы в Алма-Ату, или из Новосибирска в Ташкент) славой «самого зеленого участка» магистрали. Слава – заслужена. В окна путешественников, изрядно поотвыкших за предыдущие дни пути от всех цветов, кроме палево-серых, ломилась тут неизменная сочная зелень. На станции Тюлькубас к поезду выходили местные колхозники с дарами своих огородов и садов. Особенно – садов. Яблоки, груши, абрикосы, виноград.

Специалисты считали верховья Арыси «лучшим в Казахстане районом для садоводства» по своим почвенно-климатическим особенностям. Вот что писало авторитетное академическое издание «Казахская ССР», выпущенное в Москве в 1957 году:

«Некоторые места в бассейне Арыси специалисты плодового дела считают лучшими для развития крупного садоводства не только в пределах Казахстана, но и всего СССР (например, верхняя часть Арыси в пределах Тюлькубасского района). Здесь много солнечного света, обильные весенние осадки, теплая сухая осень, плодородные почвы с хорошими условиями дренажа, не допускающими засоления, и обилие воды для полива».

К сожалению, уникальный по условиям район так и не превратился во всеказахстанский сад. Для осознания этого прискорбного факта достаточно посетить крупнейший базар района в Тураре Рыскулове (бывшей Ванновке). Тут – как везде: китайский ширпотреб привычно соседствует с эквадорскими бананами, польскими яблоками и прочими чудесами заморских агропромов. Не сидят рядами степенные старушки с плодоягодами, собранными собственноручно поутру на своих участках. Да и по дорогам промышленные сады как-то уже не мозолят глаз.

Перенаселенная житница

…Любопытно, что самая чистая вода в Арыси – в среднем течении. Оно и понятно, здесь в реке «растворяются» самые крупные родниковые притоки, текущие справа, с Боролдая, и ледниковые потоки, впадающие слева, со стороны Западного Тянь-Шаня. Так что в этом районе можно встретить по берегам даже весьма экзотических для этой реки рыбаков.

Слева, на некотором расстоянии от реки, находится самая населенная и многолюдная земля в Казахстане. Некоторые «кишлаки» Южного Казахстана выглядят настоящими сельскими мегаполисами! В Сайраме – свыше 40 000 сельчан, более 30 000 – в Аксукенте (бывшие Белые Воды). Как часто бывает, плотность населения напрямую зависит от плодородия почв.

Известный исследователь Николай Северцов, впервые попавший в долину Арыси и район Чимкента во время военного похода генерала Черняева в 1864 году, сразу оценил значение этой населенной и благодатной области:

«Плодородие Арысской долины, роскошный рост в ней люцерны, пшеницы, джугары, кукурузы, кунака, выходят из ряда вон… Места по Арысу, Бадаму и Машату суть житница бывшего Ташкентского ханства, из коей, кроме собственного продовольствия, вывозят хлеб в Аулие-ата, Туркестан и Ташкент».

Но, несмотря на тот факт, что бассейн Арыси является столь густонаселенным, сама Арысь, после Тюлькубасского района, довольно пустынна. Балыкшы, Кызыласкер, Темирлановка – просторные села, имеющие каждое свою историю и свою историю, перемежаются с «дикой поймой» (хотя «дикость» эта весьма относительна).

Пионеры и артефакты

Здесь, в Южном Казахстане, на древнем юру цивилизации, земля буквально пересыщена всяким археологическим мусором. Где не копнешь, непременно на что-то да наткнешься. Да и копать не обязательно – можно просто ходить и внимательно смотреть под ноги. И без добычи не останешься. Особенно по весне – неизбежно найдешь вывернутую трактором зернотерку, или вымытую талыми водами хумчу (если повезет – с монетами!).

Неудивительно, что любимым делом южно-казахстанской «пионерии» во все времена был не сбор металлолома или макулатуры, а поиск сокровищ. Местные школьные музеи могут вызвать жгучую зависть у специальных археологических собраний, а находкам аульных сорванцов – черной завистью завидуют титулованные корифеи.

Один из таких школьных музеев в местном селе Аккойлы мне довелось видеть. В нем можно было обнаружить все, что должно было быть в каждом школьном музее: портреты выпускников, газетные вырезки, фотографии, альбомы, стенгазеты, плакаты, лозунги. Но главная ценность – археологическая коллекция, составленная из «подъемного материала» и собранная учениками и их родителями, расположенная без всякой научной систематизации, а от того неожиданная и непредсказуемая.

Или вот Темирлановка, на месте пересечения Арыси автотрассой из Шымкента в Туркестан. Место, где провел закат своей бурной жизни и нашел свое упокоение прославленный Хаджи-Мукан. В центре села – музей легендарного богатыря, а на местном кладбище – его могила.

Контрасты низовий

…Далее берега Арыси становятся совсем пустынными, а вода ее вновь приобретает цвет свежерастворенной глины. Оно и понятно: река обильно наполняется сливом с орошаемых полей того самого перенаселенного сельскохозяйственного района.

Глиняная полоса реки окаймлена двумя линиями густого низкорослого леса из джигиды, чингиля и тамарикса. Местами, откуда-то из кустов, словно призраки первобытных миров, степенно выплывают полудикие верблюды, и тут же присасываются к коричневой воде «Белой реки». И кажется, что жизнь здесь окончательно замерла под ярым напором солнца. Днем можно проехать из конца в конец какое-нибудь село (вроде «Ильича на Арыси») и не встретить ни одного обитателя. А и то верно, чего тут днем шататься?

Но впечатление иллюзорно и тут. На территории Казахстана Арысь – единственный приток Сырдарьи. И в месте ее впадения раскинулся знаменитый Отрарский оазис – величайший очаг древней цивилизации, самый обширный на территории Казахстана.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также