
Вспоминая о Мангышлаке тут же видишь нескладную фигуру Тараса Шевченко, волею судьбы проведшего здесь печальное десятилетие своей узнической жизни. Имя Кобзаря носили тут в советские времена два города (из трех имевшихся в области!). И нигде, кроме Украины, культ Шевченко не был столь развит, как в этих пустынных местах восточного Прикаспия.
А между тем, в тени великого украинца, померкло немало достойных сынов Казахстана. О которых даже казахи, живущие за пределами региона, не скажут ничего определенного.
Не было конца его песням
Один из таких – жирау Мурын Сенгербекулы.
Лично я узнал про этого замечательного человека, наткнувшись в старой подшивке журнала «Вокруг света» (за 1948 год) на очерк Сабита Муканова – «Форт Шевченко»:
«Пришел сюда и известный мурун-жирау (сказитель) Сенгербаев. Ему 92 года. Он безбородый, но зрение, слух и зубы у него сохранились полностью. Несмотря на свои преклонные годы, он еще свеж и бодр. Он из рода адай. Несколько лет назад сотрудники Казахского филиала Академии наук СССР в Алма-Ате записали из уст мурун-жирау Сенгербаева более сорока тысяч строк эпических поэм, былин и народных сказов… Он пел нам о том, что видел за свои девяносто два года жизни. Не было конца и края содержательным и волнующим его песням».
Места, подобные Мангышлаку, имеют все основания считаться классическими «ловушками времени», своеобразными географическими тупиками, где свято сберегалось все, что только сюда попадало. Потому-то наличие тут еще и своего Сказителя, в эпической памяти которого сохранилось то, что было забыто и утеряно в других местах – весьма показательно.
Как тут не вспомнить чудесного приобретения русских фольклористов XIX века на Севере - в Обонежье, Мезени, на Кижах? (Об этом я рассказывал ранее). Где в таких же заповедных краях совершенно нечаянно были обнаружены живые носители устной традиции русских былин, благодаря которым мы знаем сегодня про славных богатырей – Илью Муромца, Святогора, Микулу и многих других героев самых ветхих русских сказаний.
Кузница певца
Самого жирау, конечно, давно нет в живых, но каково же было мое удовольствие, когда в современном Форте-Шевченко обнаружился его дом-музей, с любовью сохраняемый потомками, осознающими важность и уникальность личности предка, являющегося своеобразным хранителем и ретранслятором духовных реминисценций прошлого.
Правда, оказалось, что Муканов (а может быть – его переводчик) несколько напутал с фамилией. Мурын Сенгербекулы, действительно проживший почти сто лет (родился в 1859, а умер в 1954-м), был известен в Форте не только как исполнитель, но еще и как кузнец-зергер. Потому тут, в маленьком «типовом» домике значительную часть занимает кузница с печью, горном, тиглями, наковальней и полным набором необходимых инструментов.
То, что в его лице сочетался кузнец и поэт, придает его личности особую пикантность. Ореол таинства, окружавший кузнецов в традиционных культурах всех народов, в глазах окружавших лишь усиливал его физическую силу оккультными способностями.
Случайно ли именно кузнец хранил в своей памяти то, что было утрачено и забыто всеми окружающими?
«О сорока степных богатырях»
Любопытно, что акт приема-передачи устных сокровищ на вечное хранение в письменном виде происходил в самый трудный для страны год – 1942-й.
В то время, когда все и вся работали для фронта, в Алма-Ате, в течение многих месяцев, каждодневно, с утра до ночи, несколько профессиональных поэтов записывали то, что пел специально приглашенный в столицу мангышлакский сказитель. Остервенелый враг напирал на Волгу и исход битвы за Сталинград еще не был предрешен, а в переполненной эвакуированными Алма-Ате не смолкал дрожащий голос старого певца, повествовавшего о подвигах героев прошлого. И это было своеобразным вкладом в Победу.
Говорят, что инициатива записи исходила лично от Каныша Сатпаева, который хорошо осознавал возраст жырау, и понимал, что промедление могло быть смерти подобно. Рассуждать о какой-то несвоевременности, когда речь шла о последнем живом носителе древнего эпоса, не приходилось.
Говорят, что длительность «звучания» одной поэмы составляла больше недели! Так что никакие технические средства звукозаписи тех лет с таким объемом информации справиться попросту не могли.
Другой знаменитый деятель эпохи – Мухтар Ауэзов – с гордостью резюмировал в июне 46-го:
«Необычайным событием для любителей – ценителей казахского фольклора – явилось недавнее исполнение престарелым сказителем-эпиком с берегов Каспия Муруном 35 героических поэм из его знаменитого цикла «О сорока степных богатырях»…»
Вместе с еще одним патриархом песенного искусства казахов, Джамбулом Джабаевым, Мурын Сергенбекулы может по праву считаться «живым голосом веков». Известно, что его популярность у слушателей вела свое начало от 70-х годов XIX века!
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора