
Системные соперники казахов, джунгары, хотя и растворились в истории, оставили после себя немногочисленные следы в Великой Степи: известные «Семь палат», рядом с которыми возник Семипалатинск, монастырь Сумбе на границе с Синьцзяном, капище Тамгалы-тас на Или и другие подобные. Но самым значимым и впечатляющим наследием исчезнувших джунгаров могли бы стать «Аблайкитские палаты» – большой дворцово-культовый комплекс недалеко от нынешнего Усть-Каменогорска.
Детище Аблая – джунгарского хана
О былом величии монастыря свидетельствует то, что упоминание о нем можно найти в самых популярных справочниках старого времени. Вот, например, что писала энциклопедия Брокгауза-Ефрона:
«Аблайкит - развалины буддийского монастыря и резиденции калмыцкого хана XVII ст. Аблая в Семипалатинской области, в долине речки Аблайкитки, впадающей в Иртыш. При проезде русского посла Байкова (1654) в Китай Аблайкит строился мастерами, выписанными из Китая. Но уже при Петре В. А. представлял развалины, где были найдены многие рукописи, подаренные Петром Парижской академии наук».
Монастырь построил джунгарский хан Аблай в начале XVII века и, согласно обыкновениям, он служил пристанищем не только монахам, но и самому владетелю, который использовал его в качестве укрепленной резиденции.
Федор Байков – «гость» из Московии
Кстати, русский посланник царя Алексея Михайловича к китайскому богдыхану Федор Байков провел в гостях у хана Аблая целых четыре месяца. Строительство в те годы как раз подходило к концу.
Правда, большую часть времени Байков оставался у «пашенных бухарцев в глиняных избах». Тут, как и всюду (например, в верховьях Или), свои «урги» кочевники-джунгары окружали водворениями насильно «выписанных» с насиженных мест земледельцев-тюрков, они должны были обеспечивать владетелей «пропитанием».
«А к Аблаевым к пашенным бухарцом пришел посол с государевою казной 7163 году ноября в 22 день. Избы у пашенных бухарцев глиняные, а родится у них пшеница и ячмень, и просо, и горох, и скота всякого много…»
7163 год – это архаичная дата «от сотворения мира», соответствующая 1654 году «от Рождества Христова». Что до «бухарцов», то таковыми в те времена величали не только жителей Бухары, но и всех прочих тюркских обитателей Центральной Азии, в том числе и население Восточного Туркестана (вспомним, что «таранчи» Илийской долины – это уйгуры из Кашгарии).
Собственно же, в ставке хана Аблая «на речке Башку» Байков прогостил чуть более месяца:
«Течет та речка с камени к Ыртышу, а на той речке Аблай тайша делает 2 палаты кирпичные, кирпич зженой, а делает те палаты в крепком месте меж гор каменных, а мастеры к нему присланы с Китайского государства».
«Аблайкитские палаты»
Как уточняет XVIII том полного географического описания России (Киргизский край, С-Пб., 1903):
«Площадь Аблайкитского монастыря, обнесенная стеной в 4 аршина толщины и 5 аршин высоты, занимало пространство в 500 сажен длины и 250 сажен ширины и имела форму продолговатого четырехугольника. Внутри его на кирпичной террасе немного выше человеческого роста находились храмы. В одном из здешних зданий по-видимому были устроены печи, в которых ламы приготовляли лекарства, плавили металлы и обжигали глину для лепки божков, которыми снабжали верующих. В одном из храмов было 16 пьедесталов, расписанных цветами и служивших по-видимому подножиями истуканов».
Для справки: 1 аршин = треть сажени = около 0,7 метра.
По всему видно, что строили на века. Увы, в человеческой истории долговечность не определяется логикой времени. «Век» Аблайкита продлился всего пару десятилетий.
А дальше началась куда более длинная и банальная история забвения и разрушения «Аблайкитских палат». Поспешность, с которой калмыцкие владетели оставили Аблайкит (по некоторым данным, это произошло в результате междоусобицы), привела к тому, что многие ценности оказались брошенными на месте.
Замечу, что Аблайкит был, ко всему прочему, еще и крупнейшим в регионе хранилищем буддийских рукописей, часть из которых печаталась в местной книгопечатне. Кроме того, в культовом комплексе занимались тибетской медициной и изготовлением лекарств – для тела и души. Отсюда в разные стороны расходились статуи и фигурки Будд, отлитых в металле или в виде терракоты.
Судьба «тангутских рукописей»
О масштабах и былом значении монастыря-дворца как центра буддийской культуры говорят 1500 листов «тангутских рукописей» своевременно вывезенных специально снаряженными от академика Миллера отрядом казаков в 1734 году.
Но еще ранее несколько рукописей, доставленных сибирским губернатором князем Гагариным («написанные золотыми и серебряными буквами на голубой и черноватой бумаге») попали к любознательному самодержцу Петру Великому, который и передал их в Парижскую академию. И это были, по словам Риттера, «первые рукописи, обратившие внимание европейского ученого мира на восточноазиатскую и преимущественно тибетскую литературу».
XVII том «России» сообщает:
«Хранилище рукописей помещалось в северной стене монастыря. Паллас застал еще несколько сохранившихся зданий самого монастыря, украшенного живописными, вытканными и высеченными на стенах помещений или дворцов для лам изображений божков (бурханы). Но все это уже тогда расхищалось и растаскивалось как русскими, так и киргизами; теперь здесь сохранились только бесформенные следы прежних зданий, крепостных стен, арыков и колодцев».
К сожалению, то, что сохранилось от Аблайкита в музеях и библиотеках России и Европы – малая часть того, что можно было собрать в богатом монастыре имея на то волю и средства. И почти ничего не осталось от самого архитектурного комплекса. Большая часть артефактов оказалась попросту уничтоженной недоброжелательными казахами и невежественными казаками. Первые разносили кирпич на постройки мазаров, а вторые ради забавы разрушали статуи и заворачивали сало в листы рукописей.
Разбросанные камни
Вот что писал Петр Чихачев, известный географ своего времени, побывавший в Аблайките в 1842 году:
«Громадное количество строительного материала, добытого здесь русскими и казахами, доказывает, насколько велики были размеры постройки. Не только грубые могильные памятники казахов, которые можно встретить в большом количестве по всей округе, воздвигнуты из камней, взятых на этих развалинах, но и ближайшие казачьи посты постоянно берут здесь камень для своих построек. Коммерсант Запнин рассказал мне, что за те 12 лет, что он занимается промывкой золота в районах, смежных с развалинами, не проходит ни одного лета, чтобы не перевозились очень большие партии камня или в Усть-Каменогорск, или в одно из его поместий, где он используется как строительный материал».
Истины ради нужно заметить, что такое практичное отношение к памятникам прошлого – характерное явление, свойственное отнюдь не одному Казахстану. Каир строился из блоков пирамид, Рим – из камней Колизея, а турки употребляли мрамор античных колонн и статуй для обжига на известь.
Но нам от такого осознания своей причастности ко всему мировому сообществу вряд ли должно быть радостно. Судя по всему, в случае с Аблайкитом, Казахстан лишился уникального памятника архитектуры, которым мог бы гордится. И пользоваться для заветного привлечения гостей-туристов. Потому как даже сохранившиеся фрагменты фундамента ежегодно привлекают тысячи желающих соприкоснуться с этим разрушенным свидетельством минувших эпох.
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Обложка: рисунок Аблайкита, датируемый серединой XVIII века