
«И вышед, пошел по обыкновению на гору Елионскую; за Ним последовали ученики Его.
Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
И Сам отошел от них на вержение камня и, приклонив колена, молился,
Говоря: Отче! о, если бы Ты благословил пронесть чашу сию мимо Меня! ...»
(От Луки. Гл. 22)
Масличная (Елеонская) гора занимает в последних днях земной жизни Христа совершенно особое место. Можно даже сказать, что эти последние дни прошли во многом тут, среди искривленных стволов маслин Гефсиманского сада, рядом с каменными прессами Гуфсимании, на склонах, обращенных к раскинувшемуся за Иосафатовой долиной Иерусалиму.
Отсюда, взирая на засыпающий город, пророчил Он беды и напасти, которые суждено вскорости перенесть «Столице Мира». Здесь особо проникновенно беседовал со своими любимыми учениками. Здесь же был предан «одним из них» и схваченный, уведен на судилище.
Неудивительно, что именно отсюда, с Елеона, после своего Воскрешения вознесся Он туда, откуда и явился на грешную Землю.
Елеон
Ныне вся Масличная гора, вырастающая за старой городской стеной к востоку от Иерусалима и сплошь покрытая каменоломней иудейских и мусульманских могил – большой мемориальный комплекс, воздвигнутый христианами мира своему Учителю.
Впрочем, «христиане мира» – понятие, увы, весьма аморфное и отнюдь не монолитное. И любовь их к Нему – далеко не единому порыву. Рядом с католическим храмом «Всех Наций», радует взор русская пятикупольная церковка Марии Магдалина, а ниже, в лощине, вход в «открытую» крестоносцами пещеру – Гробницу Богородицы.
А на вершине – тот камень, о который оперся Иисус перед Вознесением, он вообще–то оказался ныне внутри мусульманской мечети, выстроенной некогда на руинах церкви Св. Елены. Для мусульман Иса тоже ведь весьма чтимый пророк, как и Его Мать – Мария-Мариям.
Почитается и камень, с которого Христос поднялся для пасхального лобызания с подкравшимся Иудой.
Но, наверное, особый трепет у верующих вызывают несколько колоссальных маслин, стволы которых напоминают скалу, из которой тянутся корни. Говорят, что эти деревья в молодости шелестели над головой отдыхающего в их тени Господа...
Елеонская гора, несмотря на свою близость к Иерусалиму, не часто вспоминается в Ветхом Завете. И это странно. Пожалуй, так, навскидку, можно вспомнить только о бегстве через нее Давида от собственного сына Авессалома. Зато в Новом Завете она мелькает часто. И почти всегда в связи с Сыном Божьим. А точнее – с Его последними днями. Матфей пишет:
«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Вифагию к горе Елионской, тогда Иисус послал двух учеников,
Сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею...»
Таким стало начало Его последних дней в земной жизни.
С полным основанием можно назвать Масличную гору – его горой.
Гефсимания
«…Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его»
(От Иоанна. Гл. 18)
Наиболее почитаемое христианами место Елеона находится ныне в Храме Всех Наций, поставленном не так давно католиками разных стран над тем местом, где перед предательством Иуды Христос молился (именно тут прозвучала одна из самых проникновенных Его молитв – «о чаше») и где был предан в руки первосвященников. Именно отсюда разнесся по миру Его отчаянный вопль: «Душа Моя скорбит смертельно!». И капли пота превратились в капли крови...
Как обычно для Святых мест, наиболее почитаемым объектом поклонения и в этой красивой базилике являются куски дикой скалы, на которых, по преданию, два тысячелетия назад и происходили описанные евангелистами события.
Но на меня наибольшее впечатление производят растущие рядом с храмом оливы – последние из тех, что шелестели в Гефсиманском саду. Огромные, искривленные, полуиссохшие, но все еще живые, – эти деревья–патриархи также являлись свидетелями тех событий. Так утверждается. И в это верится!
От склонов Масличной горы (Елеона), а точнее – от Гефсиманского сада, от того самого камня, на котором Иисус смиренно дожидался своего Иуду – начался Его путь на Голгофу. Скорбный путь. Повторение его – обязательный момент всякого благочестивого паломничества на Святую Землю. После «культового фильма» Гибсона про него знают даже те, кто никогда не читал ни одного Евангелия.
Тут, на склонах Елеона, собственно говоря и завершилась Его земная жизнь. Дальнейшее – это дорога к Смерти, которой суждено будет стать апофеозом и квинтэссенцией Его явления народам.
...Тут, на склонах этой невеликой по меркам географии, но недостижимой в плане истории высоты мы с вами еще побываем, следуя путями этого проекта.
Андрей Михайлов–Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора