Карнавал в Рио-де-Жанейро: плоть во всей красе | Агентство православных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Карнавал в Рио-де-Жанейро: плоть во всей красе

Карнавал в Рио-де-Жанейро: плоть во всей красе

«Торжество плоти». Как я говорил ранее, рассматривая корни знаменитого бразильского Карнавала, именно так, в одном из вариантов, расшифровывается сам термин. Быть может это не совсем правильно по этимологии, но очень верно по сути. Чтобы удостовериться, достаточно взглянуть на то, что происходит в дни Карнавала в его столице – Рио-де-Жанейро.

Самбо на Самбодроме

Вместе с футболом, нескончаемыми телесериалами и несокрушимыми уличными бандами, Карнавал в Рио является той фирменной фишкой, по которой Бразилия узнаваема во всем мире. Несмотря на то, что всяческих карнавалов по разным странам проходит великое множество (включая саму Бразилию). Но все зациклены именно на Карнавале в Рио-де-Жанейро.

А вернее, на его самой красочной части – шествии «школ самбы» по знаменитому Самбодрому (Самбодруму, как говорят сами бразильцы), специально построенному в 1984 году. О важности сего сооружения говорит то, что автором, которому доверили не абы какой сложный в общем-то проект, стал самый знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер (тот самый, генеральный зодчий новой столицы страны – Бразилиа).

Кстати говоря, позже подобные арены (представляющие собой два ряда трибун, обрамляющих путь, по которому и движутся процессии) появились и в других городах страны карнавалов. Например, «самбодром» в Сан-Паулу в глазах неискушенных мало чем уступает главному, как и сами шествия соревнующихся «школ».

Однако никто из иностранцев вовсе не стремится попасть в Сан-Паулу, а все непременно хотят именно в Рио.

От чего?

Думается, что не последнюю роль играет та романтическая аура, которой был издавна окружен Рио-де-Жанейро в глазах всех тех, кто тут сроду и не бывал.

Расплескавшаяся стихия

Всяк пользователь ведает о Карнавале в Рио-де-Жанейро именно по трансляциям и репортажам с Самбодрома, где пять дней подряд проходят знаменитые шествия «школ самбы», напоминающие оргиастические демонстрации трудящихся города Январской Реки. Действительно – апофеоз карнавальных торжеств здесь!

Апофеоз, но не квинтэссенция.

Потому что, при всей массовости действа на Самбодроме, количество участников там все же ограничено несколькими десятками тысяч. А Карнавал – праздник всенародный и вселюбимый. И, чтобы ощутить его действительную атмосферу, нужно не сидеть сиднем на трибунах, а окунуться в уличный водоворот городского веселья.

Это не сложно – полустихийные колонны, не такие организованные и слаженные, как на Самбодроме, но куда более раскрепощенные и открытые для всех, в городе в эти дни встречаются повсеместно. На местном языке они называются «блоку» (хотя встречается и более понятное – «банда») и в снаряжении их, как правило, принимает какой-нибудь местный меценат, или авторитет, а то и просто жители какого-нибудь квартала – вскладчину.

Каждая блоку имеет свое название, в котором много задорного эпатажа и столь же мало глубокого смысла. «Блоку понедельника», «Моноблоку», «Сварливая Минерва», «Прижми меня, и я влюблюсь», «Люблю, скоро буду», «Что за дерьмо?», «Блоку кармелиток», «Подмышка Христа» и т. п. По-русски все это может быть звучит не особо благозвучно, но по-португальски это поется (спросите незабвенного Жака Паганеля!). «Nem Muda Nem Sai de Cima» – «Не изменюсь, не шевельнусь», или «Cachoro Cansado» – «Усталый пес».

Пить, курить и материться!

Главным элементом вооружения «банд» являются оснащенные хриплыми динамиками машины, с площадками на крышах. На площадке, как правило, находится неумолкающий «тамада» и несколько солисток в тех самых «национальных карнавальных костюмах», которые живо напоминают наряд Голого короля.

Впереди всех, сразу за машиной местной ГАИ, тоже идут «самбистки», иногда совсем юные девчушки с перманентно трясущимися бедрами. За ними приплясывают ярко-драпированные в единую униформу юноши в масках и с резиновыми колотушками, которыми они яростно стучат по асфальту – то ли магические охранители, то ли, напротив, олицетворители злых сил, которые в эти дни являются полноправным участниками уличной действительности. Далее – толпа ряженных. И духовой оркестр. Оркестр играет свое, из динамиков звучит совсем другое, а «тамада» старается перекричать и первое, и второе. И каждый в толпе кричит свое.

Ор стоит неимоверный!

Впрочем, если представить себе Карнавал лишь механическим движением «банд», то это значит вообще не представлять себе до конца его всеобщности и всемерности. Подавляющая часть карнавальных торжеств вообще-то не вписывается ни в какие рамки и ни в какие расписания.

По ночам многие улицы города просто перекрыты для машин и отданы во власть гуляющим толпам. Самые масштабные народные гуляния проходят по самым центральным проспектам, вроде знаменитого Рио-Бранку, владельцы многочисленных магазинов на которых загодя закрывают фанерными щитами витрины своих заведений.

Здесь не возбраняется танцевать, петь, играть на самодельном барабане, пить, курить, материться, обнимать проходящих девочек, обливать друг друга пеной, мазать лица сажей, ходить, напялив на себя самый экстравагантный костюм (айфона или презерватива, к примеру), торговать сувенирами и снедью, вкушать, попрошайничать, хохотать, шутить, орать во все горло, слушать выступающих лицедеев, зевать, спать на тротуаре и т. д. и т. п.  

…По утрам, во время Карнавала, улицы Рио-де-Жанейро выглядят зловеще пустынными. Среди небоскребов сонно движутся нищие, которым ночной шум не позволил выспаться на любимых тротуарах, а ветер метет вдоль бордюров обрывки праздничной мишуры. Город предстает перед пришельцем какой-то огромной декорацией, не размонтированной между двумя спектаклями…

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также