Эфес: культ Великой матери и пришествие Богородицы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Эфес: культ Великой матери и пришествие Богородицы

30
5 минут
Эфес: культ Великой матери и пришествие Богородицы

В прошлый раз мы расстались на террасе руин храма Иоанна Богослова, откуда открывается один из самых захватывающих видов на необозримые просторы и глубины пространства и времени. В таких перенасыщенных значениями местах недолго не пробудешь. Лично у меня – не получается.

Неизвестно, сколько времени могло пройти, прежде чем я вновь вернулся бы к своим размышлениям. Вообще говоря, в такие моменты мне меньше всего думается о бессмысленной скоротечности жизни и лимите времени. Но взгляд сам выхватил из всего бесконечия подробностей под ногами уродливую имитацию мраморной колонны с гнездом и аистами наверху, озерцо с мраморной колонной посередине и очередной прибывающий автобус (с туристами-китайцами). Все, что осталось от «третьего Чуда Света», храма Артемиды Эфесской.

А сохранилось ли что-то от ее культа, корни которого могут тянуться тут от поклонения Великой Матери времен верхнего палеолита?

Артемисион – история разрушения

... При Феодосии I, где-то в самом конце IV века, христианство победило «де-юре» – все языческие храмы в Восточной Римской империи были закрыты официально. С этого времени история Артемисиона, которым все еще восторгались ценители прекрасного, стала историей разрушения. Поначалу победители попытались приспособить старый храм под свои новые ритуалы, что в общем-то было обречено – новая вера требовала новой, отличной архитектуры.

После этого его попросту разграбили и разнесли в разные стороны. Так, несколько порфировых колонн из Третьего чуда, при Юстиниане, дополнили собой роскошное убранство храма Святой Софии в Константинополе (честно говоря, сколько бывал в Софии, так ни разу и не вспомнил про восемь эфесских колонн, София – это стихия пространства, в которой забываешь о деталях). Что-то, как я уже говорил, перекочевало сюда, к мемориалу евангелиста Иоанна.

А после масштабных изъятий ценностей гордые останки были отданы на разграбление всем желающим жителям старого Эфеса. Их растаскивали в качестве стройматериала греки, наследники древних строителей. Потом – пришедшие им на смену турки, использовавшие мрамор в своих печах для обжига извести. Так что британским археологам, которые появились тут в XIX веке, достались крупицы. Впрочем, и эти крохи они, по традиции, присвоили себе и увезли в свои музеи и коллекции.

...Солнце между тем поднялось и высветило далеко на западе ультрамариновую полоску моря. Это – то самое, Эгейское, на берегах которого и был основан Эфес, греко-римские руины его (они в паре километров отсюда, за горой, но к ним я в этот день не дошел) ныне так же лежат далеко от прибоя, посередь нив и рощ.

Обмеление и зарастание Эфесской бухты началось еще в начале нового тысячелетия, никто из строителей не знал и не мог предполагать (ни легендарные амазонки, ни карийцы, ни финикийцы, ни греки-ионийцы), что их морское детище окажется так далеко выброшенным на берег. Вернее, берег стараниями убогой речушки – Малого Мендереса – так далеко отодвинет море от старых гаваней.

Говорят, что морской канал подходил во времена расцвета к самым ступеням храма Артемиды. Который специально строили на болотистой почве, дабы уберечь от частых в здешних краях землетрясений. Наверное, это было красивое зрелище – яркоокрашенный воздушный храм (греки красили свой мрамор), отраженный в глади канала, по которому стремительно скользят легкие триеры.

Доставать последние сохранившиеся фрагменты одного из Семи чудес света археологам пришлось с помощью помпы, отсасывающей воду болота, в которое погрузились остатки Артемисиона...

Вместо эпилога: Любовь жива!

В местном археологическом музее, несмотря на малые размеры, раритетов столько, что ему могут завидовать самые крупные собрания антиков. Но особенно привлекают внимание любителей древности два мраморных изображения Артемиды – Великой Матери Сущего. Подобная скульптура, но высотой в 15 метров, и была главной святыней Артемисиона. Это многогрудое существо, способное одновременно вскармливать всех своих чад без различия, удивительная аллегория покровительницы и защитницы всего живущего под небесами.

Образ Великой Матери исходит откуда-то из дымного сумрака палеолитических пещер и пронзает всю духовную историю человеческой цивилизации. А Эфес был самым чтимым и священным местом поклонения богине-матери в античном мире. Однако существуют смутные предания, что тут ей поклонялись задолго до того, как она стала Артемидой. Еще в облике Кибелы. Племена и народы сменяли друг друга, а Великая Богиня продолжала жить на берегах Малого Мендереса. Как рано Эфес стал центром поклонения – сказать очень сложно.

Что же стало с Великой Матерью после разрушения ее храма? Если бы она сгинула – это было бы очень просто. Христиане победили язычников, свергли старых кумиров, в том числе Артемиду Эфесскую. Но буквально сразу тут возникла легенда о жизни Богоматери, которая якобы долгие годы жила в Эфесе вместе с апостолом Иоанном. Именно ему, как все помнят, Христос завещал в конце своего земного поприща на попечение свою Мать.

Руины одного из самых ранних храмов во имя Богородицы находятся на краю античного Эфеса. Он появился тогда, когда в Артемисионе еще не остыли алтари.

А в горах, невдалеке от современного Сельчука, есть так называемый Дом Богоматери. Этот объект паломничества был «обретен» не очень давно, и не совсем однозначно, но число желающих поклониться тут Ее памяти с каждым годом возрастает.

Но, что гораздо интереснее, культ Богородицы в Эфесе поддерживается ныне не только христианской общиной, но и мусульманами. Здесь можно купить оригинальный сувенир – вытканный образ Марии-Мариам с исламской символикой. Он используется верующими в качестве оберега.

Дом Богоматери близ Эфеса

Потому что основная черта Богородицы – Любовь ко всему сущему, а стержневые слова, обращенные к ней верующими, – вопли о покровительстве и защите, в которых во все времена так нуждаются трогательно глупые и перманентно грешные человечки ввиду неминуемости встречи с Вечностью.

Божества и демоны живут не где-то в недосягаемых мирах, не рядом с нами, а только внутри нас...

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также