
Одна из наиболее почитаемых святынь Южного Казахстана находится на дороге от Туркестана к Отрару. Толпы паломников и туристов неодолимо влечет к себе мавзолей Арыстан-баба, духовного наставника Ахмеда Ясави. А без того любой тур на Туркестанщину останется неполноценным. И кажется, что массы народа неиссякаемым потоком текли сюда всегда. Однако, все это не совсем так.
Свято место
Впервые я увидел этот архитектурный памятник в 1980 году. Именно памятник: в те годы на дверях его висел большой амбарный замок и никаких паломников тут не наблюдалось. Однако, несмотря на отсутствие жизни, объект находился «под охраной государства». Хотя в этом и просматривалось некоторое лукавство. Потому как, по большому счету, перед нами в те годы уже был не сам мавзолей, построенный еще в XIV-XV веке, а лишь его поздняя копия.
Фото 1980 года
Согласно Своду памятников истории и культуры Казахстана («Южно-Казахстанская область», 1994 год) от первоначальной постройки сохранились только резные колонны из арчи, перенесенные в археологический музей Алма-Аты. Еще в XVIII веке древний мавзолей был разрушен землетрясением и воссоздан в соответствии с новыми архитектурными пристрастиями и нормами.
Древние резные колонны
А что же тогда видят сегодняшние паломники? Увы, даже не ту архитектурную реплику жертвы землетрясения. «Здание XVIII в. разрушилось и в 1909 г. было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза». Более того: «В 1971 г. из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и выстроена заново».
Всего же за время своего существования, надмогильное сооружение над прахом Арыстан-баба разрушалось и возрождался пять раз – и во времена Тимура Тамерлана, и в колониальные годы, и, что особенно невероятно, в эпоху развитого социализма. Интересно, что речь при этом вовсе не идет о каком-то выдающимся архитектурном памятнике. Мазар Арстан-баба – классический объект культа и поклонения. Культа очень древнего, но дошедшего до наших дней.
Но это все если даже известно приезжающим к почитаемому мазару, поставленному над прахом знаменитого суфия, вряд ли портит настроение нынешних паломников. Прибывающим сюда, кстати, не только из разных концов Казахстана, но и со всей Средней Азии. После падения атеистической власти амбарный замок пропал, и религиозный комплекс зажил своей заповеданной жизнью.
Враг принужденных шаманов
Предание утверждает, что Арыстан-баб (как, впрочем, и многие другие суфийские праведники) отличался не только завидным долголетием, но и отменным здоровьем. Существует легенда, что праведник самолично принес из Отрара в Туркестан огромный казан, являющийся ныне главным культовым предметом комплекса-мавзолея Ходжа Ахмеда. О великанском росте святого «свидетельствует» размер его «двухсаженного» надгробья, расположенного в мавзолее слева по входу.
Как и многие другие культово-культурные герои прошлого, давно почивший Арыстан-баб, благодаря стойкости суфийской традиции, продолжает служить людям – исправно трудиться, совершая положенные сану чудеса во имя тех, кто в эти чудеса верует.
Мечеть в мавзолее Арыстан-баба
Но у этого святого имеется, наряду с обычным «репродуктивным чудотворчеством», и своя «узкая специализация». Утверждается, что он способен помочь в таком деликатном вопросе, как «насильственное принуждение» к шаманской деятельности, которое, как известно, традиционно передается из поколения в поколение и, при этом, не всегда добровольным путем.
Ищите женщину
Но все-таки главными поклонниками Арыстан-баба традиционно являются поклонницы, извечно жаждущие простого: потомства и мира. Среди многочисленных женщин репродуктивного возраста, которых всегда в изобилии можно повстречать среди паломниц, стекающихся к мазару со всей сторон, можно услыхать немало рассказов о самых невероятных чудесах, случившихся с теми, кто уверовал, переночевал у святыни, поклонился праху, помолился Богу, прикоснулся к гробу праведника.
Эта вера в чудо роднит южно-казахстанскую святыню со многими тысячами подобных прибежищ для отчаявшихся, существующих в разных странах и у разных религий.
Ныне, когда Запад окончательно закопал проблему воспроизводства в своих либеральных извращениях, она остается все такой же злободневной для патриархальных обществ исламского Востока. И вовсе не случайно то, что и в Казахстане страждущие и любопытствующие снова вспомнили издревле бытовавший «культ святых мазаров» и потянулись к могилам суфийских праведников.
Вера творит чудеса, а вера обреченного способна совершать воистину невероятное! И в этом, даже с точки зрения рациональной науки, нет ничего удивительного.
Аманат Пророка
В суфизме, вообще говоря, намешано столько, что его в каких только связях не подозревают. И с герметистами, и с кабалистами, и даже с буддистами. Действительно, в практике «силсилы», этакой прямой связи поколений суфийских наставников с самим Пророком, многие усматривают влияние идей перерожденчества, широко распространенных в северных школах буддизма.
В этой связи очень любопытно предание о том, как юный отрок, будущий Ходжа Ахмед, получил «аманат» из уст Арыстан-баба (Арслан-баба). Интересно, что в представлении массовых верующих аманат этот (символ веры, Святой дух) остается обыкновенной косточкой хурмы, которую праведный Арыстан-баб принял непосредственно от Мухаммеда и много столетий таскал за щекой.
Связь Арстан-баба с Ходжой Ахмедом, таким образом, нечто гораздо большее, чем отношения учителя с учеником. Через своего святого наставника богоизбранный отрок напрямую соединился с Пророком, почерпнув духовную силу из первоисточника. Потому-то и после смерти оба суфийских святых остались связанными невидимой, но неразрывной нитью.
Вспомним знаменитое предание о строительстве Тимуром мавзолея Ходжи Ахмеда, которое смогло начаться только тогда, когда был возведен мазар над прахом его духовного наставника – Арстан-баба. И сегодня благочестивые паломники, стекающиеся к Туркестану со всей Средней Азии, прежде чем совершить пятничное поклонение великому суфию, день накануне проводят в молитвах у могилы его воспитателя.
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора