В интернете можно найти множество православных молитв от алкоголизма. Стоит ли надеяться на них и на религию вообще в острой стадии зависимости, АПН поинтересовался у консультанта по зависимостям, руководителя программ общественного фонда «Казахстан без наркотиков» Дениса Злобина. Наш собеседник – православный христианин, и в своих программах по реабилитации зависимых говорит о духовности со своими клиентами.
Денис убежден: на стадии реабилитации больному алкоголизмом не полезно воцерковляться или, если он уже воцерковлен, погружаться в активную религиозность. В таком случае тягу к спиртному он заменит религиозным фанатизмом – одну зависимость сменит на другую.
«Алкоголик крайне эгоцентричен – то есть, он ставит себя на место Бога. Такой бог не может устанавливать отношения с Богом. То есть, даже если человек уверовал в формате «я признаю, что Бог существует», то он Бога будет пытаться, скорее, использовать в своих целях, и никакого исцеления благодаря религии не произойдет. То есть, человек как бы в церкви или в мечети, но он использует это для манипулирования: я повлияю на духовный мир, чтобы духовный мир сделал эту вселенную такой, какой надо мне. Печально, что человек при этом уверен – с Богом я отношения установил», – объяснил наш собеседник.
Эксперт считает, что перед тем, как человеку с зависимостью выбрать для себя религию, нужно решить для себя фундаментальные психологические вопросы: в чем смысл жизни, какие он ставит для себя жизненные цели, за что готов брать на себя ответственность.
Более того, без решения этих вопросов невозможна и полноценная реабилитация от алкоголизма.
«Я придерживаюсь холистического взгляда на человека. При таком подходе специалист исходит из убеждения, что, если духовные, личностные проблемы не решены, то постоянное соматическое лечение будет выглядеть как лечение симптомов без устранения самой болезни. Как доказывают Карл Юнг, Виктор Франкл, Элиз Бек и другие, мораль, нравственность, этика, духовность, осмысление себя и своих связей с Источником объективной реальности необходимы», – рассказал Злобин.
По его мнению, противопоставление научного, психологического взгляда на человека и духовного, религиозного – иллюзорно.
«Твои почки или щитовидную железу можно лечить очень долго, но пока ты не разберешься с тем, что тебя беспокоит – с психологической точки зрения не закроешь какие-нибудь свои гештальты, не разберешься с твоими травмами или ретравмирующими обстоятельствами, не наладишь контакт с объективной реальностью, не придет к тебе акцептация, принятие, то есть, говоря религиозным языком, не установишь контакт с Богом, ты так и будешь лечить по больницам то одно, то другое. Это не исключает лечения, но необходимо установить отношения с самим собой, с другими людьми и объективной реальностью», – уточнил реабилитолог.
Консультант по зависимостям Денис Злобин. Фото предоставлено спикером.
Как раз по этой причине Денис Злобин выступает против кодирования: это форма насилия над дееспособной личностью. Нет смысла вначале работать с человеком над осознанием его места в мире, а затем перечеркивать эту работу, игнорируя его свободу воли.
«Сама по себе религиозность хороша, но выдавать ее за терапию алкоголизма нельзя», – резюмировал Денис Злобин.
При этом молиться за своего больного родственника могут его близкие – чтобы у него хватило сил пройти реабилитацию со специалистами. При недуге пьянства принято читать молитву иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»:
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Фото: freepik.com