Создатели казахстанских учебников ответили возмущенным родителям | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Создатели казахстанских учебников ответили возмущенным родителям

121
4 минуты
Создатели казахстанских учебников ответили возмущенным родителям

Авторы школьных учебников издательства «Алматыкітап» рассказали журналистам, какой контроль проходят учебные пособия перед тем, как выйти на рынок и почему в них находят такое количество ошибок. Эксперты также разъяснили, насколько изменилась школьная программа по математике по сравнению с советским периодом. Подробнее – в материале АПН.

Не отличается от советских стандартов

В соцсетях казахстанские родители регулярно жалуются, что сами не могут решить задачи по учебникам своих детей, а сами в детстве прекрасно справлялись без помощи взрослых. Как утверждает методист издательства «Алматыкітап» Ольга Дзержинская, принципиально программа по математике с советских годов не изменилась.

«Родители пишут, что программа по математике дается не в системе. Ничего подобного. Мне много звонят родители, чаще мужчины и говорят: «Не можем решить задачу». И зачитывают задачу с простейшими условиями, я уверена, они в школе ее проходили. Я отработала учителем начальной школы больше 30 лет. Недавно мне сделали замечание, что родители изучали уравнения в среднем звене. Неправда, вы изучали уравнения в начальной школе», - рассказывает Ольга Сергеевна.

Она привела еще один пример темы, которую современные родители знали, но забыли – состав числа. Эта тема, по словам методиста, затем упрощает ребенку заучивание таблицы сложения.

Как уверяют создатели учебников, школьная программа не стала сложнее. Фото: АПН

Эксперт показала журналистам учебник по математике 1989 года издания. В нем, по ее словам, программа дается в том же порядке, что и сейчас. Меняется антураж задач, но не их смысл: если раньше дети считали, сколько ткани уйдет на пошив костюма, то теперь им нужно выяснить, сколько денег потратят на билет в музей пятеро взрослых и три ребенка.

В учебники начальной школы добавили только множества. Причиной таких изменений стал тот факт, что в международных исследованиях казахстанские дети показывали более слабые результаты по этой теме.

Программа не усложнилась

Автор учебника по математике Асель Акпаева отмечает, что школьная программа по этому предмету не стала сложнее, и дети не стали более загруженными. Наоборот, ее упростили: раньше частичные дроби проходили в начальной школе, а сейчас их перенесли в начало среднего звена.

Не стала сложнее и программа по казахскому языку, заверяет руководство издательства. Если задания кажутся сложными, то это связано с тем, что, когда началась разработка учебников по обновленной образовательной программе, у авторов не было достаточно времени на глубокое изучение ее научной основы.

В издательстве рассказали также, почему в современных учебниках по казахскому нет правил языка. Как отмечает автор учебников Фарида Лекерова, согласно новой методике ребенок должен сформулировать правило самостоятельно.

«Вам не нужно сразу искать правило. Важно не заучивать его слово в слово, а понять суть, это предусмотрено в методике учителей», – пояснила Лекерова.

Как добавляют в руководстве издательства, в новой программе акцент делается на достижение учебных целей. В учебниках по казахскому языку, например, учебные цели включают четыре речевые действия: чтение, говорение, слушание и письмо. Авторы могли сосредоточиться на этих аспектах, и правила могли быть упущены.


Школьные учебники проходят многоступенчатый контроль перед выходом на рынок. Фото: АПН

Также в издательстве напомнили, что на разработку учебников дается мало времени, от чего в них и появляются ошибки.

Многоступенчатый контроль качества

Журналистам также рассказали, какой контроль качества проходят учебники, прежде чем попасть на школьные парты. Первый этап – внутренняя цензура самого издательства. Второй этап ­- Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования.

Через 40 дней центр возвращает рукопись издательству на доработку. Затем проходит вторая экспертиза с привлечением действующих педагогов, и после ее завершения учебник направляют в некоторые школы для апробации. По нему дети занимаются около двух месяцев. С итогами второй экспертизы и апробации учебник подается на республиканскую комиссию, в которую также входят учителя-практики. В целом на внедрение одного учебника с момента его написания уходит не менее полугода.

Родители всегда могут оставить свои отзывы о заданиях как на сайтах и в социальных сетях издательств, так и на сайте центра экспертизы содержания образования. 

Ранее АПН со ссылкой на министерство просвещения сообщал, что все школьные учебники в Казахстане перевели в цифровой формат. Цифровые учебники разрабатываются на 11 платформах 13 издательств страны.

Фото: ru.freepik.com/freepik.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...