Шипы, «липучка» или всесезонка? Все, что нужно знать о зимних покрышках | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Шипы, «липучка» или всесезонка? Все, что нужно знать о зимних покрышках

131
10 минут
Шипы, «липучка» или всесезонка? Все, что нужно знать о зимних покрышках
Наступили холода, и вновь встал извечный вопрос о замене шин. И даже опытные автовладельцы часто терзаются сомнениями, какие ставить покрышки.

Что уж говорить про начинающих водителей: их самый главный вопрос – когда менять шины?

Автоэксперты рекомендуют производить сезонную смену шин, когда температура воздуха падает ниже отметки 7 градусов по Цельсию. И вообще, стоит подумать об этом заранее. Обычно это считают так: если максимальная дневная температура не превышает пяти градусов тепла примерно 5-7 дней.

В Казахстане обязательным считается замена на зимние шины до 1 декабря и ездить на таковых нужно минимум до 1 марта. При этом требования к использованию шин и колес и технический регламент Таможенного союза позволяют эксплуатировать зимнюю резину с шипами с сентября по май.

Специалисты юридической фирмы De Facto, представляющей команду адвокатов, напоминают, что, «руководствуясь вышеуказанными интервалами, установленными регламентом, водитель должен иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона Республики Казахстан "О дорожном движении" техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в любой момент должны обеспечивать безопасность дорожного движения».

Эксплуатация шин, не соответствующих сезону, а также шин и колес, не пригодных к эксплуатации, расценивается как управление транспортным средством, не отвечающим установленным правилам безопасности и влечет штраф в размере 5 месячных расчетных показателей (МРП) – это 18 460 тенге в 2024 году.

Адвокаты также информируют, что сотрудники полиции вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств и изъять номера до устранения причин запрета на эксплуатацию транспортного средства:

«Регламент устанавливает крайние пределы использования летней или зимней резины, но в конкретный момент времени автовладелец должен учитывать текущие погодные условия для своего региона. Поэтому водитель, передвигающийся на летних шинах, например, в ноябре по обледенелой дороге, должен осознавать свою возможную ответственность».

Интересно, что основания для привлечения водителя к ответственности возникновения внештатной ситуации — ДТП, отсутствуют. Но все же юристы предупреждают, что водитель может быть признан виновным в связи с необеспечением безопасного технического состояния автомобиля в текущей дорожной обстановке.


В чем разница между зимними и летними шинами?

От летних шин зимние отличаются более глубоким протектором с развитыми грунтозацепами и множеством ламелей, помогающих шине цепляться за лед. Но существует и официальное определение, прописанное в законодательных документах.

Согласно Техрегламенту стран Таможенного союза, зимняя резина маркируется знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри. А также знаками «М+S», «M&S», либо «M S», и с этой маркировкой не все так просто. Сама по себе такая маркировка означает даже не сезонную принадлежность, а тип покрытия, на котором она работает лучше всего. М — это Mud, что в переводе с английского значит «грязь», а S указывает на Snow — «снег». То есть это колеса, подходящие для езды по грязи и снегу.

Фото 1_Shina.su.jpeg
 Фото: Shina.su

Модели с маркировкой Mud+Snow часто применяются на машинах, которые много ездят по грунтовым дорогам, в первую очередь на внедорожниках и пикапах. Шины M+S обычно хуже ведут себя на дороге при маневрировании на скорости, в особенности на сухом и чистом асфальте. Обозначение шин M+S не универсальное. Некоторые производители маркируют такие покрышки другими буквами или символами. Например, AS (то есть All Season — всесезонные), AW (Any Weather — всепогодные), R+W (Road+Winter — дорожно-зимние), а также пиктограммой «солнце/снежинка».

Маркировка M+S на шинах показатель того, что смесь резины в составе покрышки отличается более широким рабочим температурным диапазоном. А рисунок протектора отличается от обычных летних покрышек.


Стоит ли покупать всесезонные шины?

Специалисты рекомендуют все же исключительно зимнюю сезонную резину, у которой больше преимуществ и которая более надежно держит сцепление.

«Всесезонки подходят разве что для Шымкента. В других регионах нужны шины скандинавского типа — фрикционные, они же «липучка», или шипованные. Выбор шин зависит от локации, где тебе нужно ездить в холодный период», — считает автожурналист Роман Масленников.

Соответственно, на всесезонке можно ездить весной и осенью, но едва ли стоит ради этого покупать три комплекта.

Шины должны обладать оптимальным сцеплением с дорогой, обеспечивая устойчивость, маневренность и безопасность. И комфортную езду. Эти характеристики зависят от высоты протектора, узора, который формируют протекторные блоки и состава резиновой смеси.


Износ: когда требуется ставить новые шины?

Купить и поставить новый комплект зимних шин требуется, если глубина протектора – менее 4 мм, степень предельно допустимого износа для зимней резины.

На вопрос, какой рекомендованный ресурс у зимних шин, специалисты отвечают, что это зависит, прежде всего, от эксплуатации и манеры управления. При аккуратной эксплуатации шины будут служить долго – 4 года и более.


Стоит ли «обувать» колеса в старые шины?

Изношенные шины теряют свои характеристики, что может негативно сказаться при езде. Остаточная глубина протектора напрямую влияет на сцепление с дорогой. Как мы уже написали, глубина протектора должна быть не менее 4 мм, но все производители рекомендуют ставить новые покрышки еще раньше.

Чтобы определить степень износа, сегодня производители ставят на протекторе специальные метки-выступы, по которым можно определить, насколько сильно изношена шина. Встречаются и другие индикаторы. Например, по мере износа шины на протекторе проявляется или, наоборот, стирается какая-либо надпись типа «NO SNOW».

А что, если шины хорошо сохранились и имеют нужную глубину протектора, но при этом они прослужили уже десять лет и более?

Роман Маслеников отвечает, что 10 лет — это много:
«Проверенный европроизводитель закладывает 7-8 лет на, скажем так, гибкость своей шины. Но изломы, трещины и потеря гибкости шины может произойти и за год, при неправильном хранении, например на солнце».

Фото 2. Ресурс_ Шины_Диски.jpg
Фото: Ресурс: Шины, Диски


Вечные темы: шипы и «липучки»

Ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту желательно при наличии «липучек». Достоинством «липучки» считается и то, что она меньше шумит.

Зато шипованная резина обеспечивает лучшую управляемость на льду и меньший тормозной путь. Но сегодня эксперты отдают предпочтение современным европейским шинам с малым количеством шипов, они считаются более комфортными. Зато и лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам».

Шипованные шины подойдут для загородных трасс. Но это все не означает, что в других условиях шины не того типа эксплуатировать нельзя. Замечания скорее относятся к рекомендациям для безопасности.

Кстати, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, вопреки распространенному мнению. Мифом является и то, что железные шипы скользят по асфальту.

Степень ошиповки шин регламентируется. Предельное число шипов на погонный метр протектора не должно превышать 60 штук.
Есть норматив по весу шипа и его выступу (для легковых шин — 1,2 мм +/- 0,3 мм). Большинство массовых моделей зимних шин удовлетворяют этим требованиям.

Согласно Техническому регламенту, шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.

Исходя из правил дорожного движения, если на транспортном средстве колеса имеют шипованную резину, то автомобиль должен быть оснащен знаком «Шипы», имеющим установленный стандарт. Если такого знака нет, автовладельцу грозит штраф в размере 3 МРП или предупреждение, если нарушение зафиксировано впервые.

Фото 3_ kolesa.shop.jpeg
Фото: kolesa.shop

В странах СНГ использование шипованных шин — норма. Проблемы могут возникнуть у тех, кто захочет выехать на своей машине в Европу.
Во многих европрейских странах «шипы» запрещены. Запрет на шиповки действует в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Македонии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории и Чехии.

Вместо шипов во всех этих странах, кроме Ирландии и Нидерландов, нужно использовать цепи противоскольжения. Но только при определенных дорожных условиях и с ограничением максимальной скорости, как правило не более 50 км/ч.

Фото 4_ Дошиповка.jpg
Фото: Дошиповка


Как избежать потери шипов?

Шипованные шины нуждаются в обкатке. На протяжении первых 500 км, советуют специалисты, скорость автомобиля не должна превышать 80 км/ч. Чтобы шипы служили долго не допускайте пробуксовки колес в этот период.

Если глубина рисунка протектора не менее 7 мм, колеса можно подвергнуть дошиповке.


Симметричные и ассиметричные

Шины со стандартным симметричным протектором можно устанавливать на автомобиль в любом положении и произвольно переставлять. А вот направленные и асимметричные устанавливаются по определенному принципу.

Асимметричные покрышки имеют различный рисунок внешней и внутренней части протектора. Обычно наружная часть имеет более жесткие блоки протектора, работающие в поворотах. Внутренняя имеет более мелкие блоки для лучшего отвода воды. В средней части располагаются сплошные ребра для улучшения курсовой устойчивости. Устанавливать такие шины нужно в соответствии с метками на боковинах: внешняя сторона шины обозначается надписями типа «Outside» или «Facing Out», внутренняя — «Inside» или «Inwards».

Фото 5_ симметрия и асимметрия_ Ресурс_Шинный РАЙ.jpg
Фото: Ресурс: Шинный РАЙ

Направленный рисунок протектора представляет технологию, позволяющую отводить воду и снежную кашу при контакте шины с дорогой. Жижа выводится по направляющим, что является защитой от аквапланирования (потере сцепления).

Такие покрышки вращаются только в одну сторону. Направление вращения на них обозначается стрелкой на боковине колеса и надписью «Rotation». Для мест, где на дорогах больше воды, чем снега, предпочтительнее именно такие.


Покупать или не покупать Run Flat?

Зимние шины типа ранфлет — это автошины предназначенные для зимнего сезона эксплуатации, в которых применена технология Runflat, запатентованная большинством производителей. В ее основе лежит предельное усиление и уплотнение боковины колеса, что позволяет в случае прокола колеса сохранять приемлемое давление в нем, вследствие чего шину можно использовать некоторое время после прокола. Так можно проехать 70-100 км, ограничив скорость до 80 км/ч.

Шины с этой технологией называют «шинами нулевого давления», «самонесущими шинами». Непрокалываемые шины есть в линейке многих производителей, при этом сама технология может называться по-разному: Run-Flat, RunOnFlat или SSR (Self-Supporting Runflat).

При всех достоинствах шины Run Flat плохо поддаются ремонту и требуют особой квалификации от рабочего, что сказывается на цене замены. Такие шины стоят гораздо дороже и обычно ими оснащаются автомобили премиум-класса.


Вопрос выбора

О том как выбрать шины и как их хранить, подробно описал Роман Масленников на ресурсе Kolesa.kz. На самом деле тема с выбором шин очень обширная, в нее включают не только рабочие характеристики, но и тесты. Для более глубокого понимания, какие шины и каких производителей выбрать, можно почитать обзоры Романа, которые включают тесты. Он считает, что это целая наука.

Но все же мы спросили журналиста, какой на сегодня самый актуальный вопрос, касающийся автомобильных шин.

– Актуальный вопрос – ЦЕНА, и люди часто делают не тот выбор из-за дикой динамики цен. Сейчас много производителей из Китая, и они доступнее Европы, Японии. Но далеко не всегда качество соответствует. Хотя сейчас есть более-менее авторитетные китайские бренды вроде Giti, неплохие.

Пока мы как на барахолке, глаза выпучили и покупаем. Два-три года и будем понимать, где хорошие китайские бренды, а где плохие.
Широкого количества тестов на сегодня нет. Мы проводили пять лет тесты в Финляндии, тестировали Nokian, Continental, Michelin, Bridgestone, Hankook, Yokohama. А до тестирования китайских производителей у нас не дошло. И они не были представлены.

– Стоит ли покупать российские шины?

– Иностранные бренды в России – ок. Я себе в этом году заказал в России шины Continental на шипах. Буду тестировать. Российские шины типа Cordiant — как повезет. Часто белорусские, российские или многие китайские шины очень плохо балансируются на стадии установки покрышки, и это говорит о плохом качестве производства.

Сегодня такие большие издания в России как «Авторевю» и «За рулём» только начинают проводить тесты шин, особенно зимних. Два-три года и будет статистика.



  • Комментарии
Загрузка комментариев...