Имени Бориса и Глеба. Путешествие к святыням | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Имени Бориса и Глеба. Путешествие к святыням

3524
9 минут
Имени Бориса и Глеба. Путешествие к святыням

Православные отметили день памяти благоверных князей Бориса и Глеба. Предлагаем отправиться в путешествие по старинным храмам имени этих князей, которые считаются первыми русскими святыми, канонизированными как Русской, так и Константинопольской Церковью.

Путешествуя по России, я сталкивалась с людьми, которые отправляются в священные и памятные места, чтобы получше узнать свою историю как некий культурный код. Вернуться на несколько веков назад, вдыхать этот воздух, пропитанный частицами старинного храма – хранилища старинной культуры, где даже пыль со стен является частью той эпохи. Познавать архитектуру и роспись тех времен. Встречались и те, кто в таких путешествиях обращался в веру, изначально выбрав эти маршруты как туристические.

 monastyr-kid.ru

Рожденные до Крещения Руси

В России много уникальных храмов, где можно, что называется, почувствовать связь времен и понять духовный смысл истории. Все они носят имена святых, которые являют собой пример добродетелей и искренней веры. Именами святых братьев, князей — Бориса и Глеба названо немало церквей. Многие из них впечатляют своей историей, архитектурой, традициями.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении — Роман и Давид) — были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, при котором произошло Крещение Руси. Они родились незадолго до этого события. Братья были воспитаны в христианском благочестии. Они сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

После смерти князя в 1015 году началась борьба за киевский престол. По преданию, во время войны старший сын Владимира Святополк убил родных братьев. Так Святополк получил прозвище «Окаянный», а Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Считается, что они отдали свои жизни ради того, чтобы не было междоусобицы на Руси. Некоторые летописные источники утверждают, что после их гибели начали происходить чудеса. Например, их тела долго не тлели, а все подходившие к их мощам исцелялись.

В 2015 году православный мир отметил 1000-летие мученической кончины святых Бориса и Глеба. Этим мученикам посвящено множество российских храмов, церквей и монастырей. Почитаемы они и за пределами России.

К сожалению, все старинные храмы с удивительной и многообразной архитектурой и историей, которые носят имена первых святых Бориса и Глеба, не уместить в одну статью. Мы составили лишь небольшую подборку храмов, в которых автор побывала лично.

 г. Борисоглебск. Фото: chemodanus.ru

Борисоглебские храмы

Столица России и ее окрестности богаты местами для паломничеств. Но мы вспоминаем Святых Бориса и Глеба. Поэтому находим в Москве автостанцию Котельники, покупаем билет на автобус до Волгограда. Чуть более шести часов в пути, и вы в Борисоглебске – городе, названном в честь святых князей. Помимо города Борисоглебск есть еще город – Романов-Борисоглебск, его история и достопримечательности заслуживают отдельного рассказа, вдохновляющего на паломничество. А пока мы перенесемся в Борисоглебск.

Надо сказать, что по этому милому, уютному и очень атмосферному городу просто приятно гулять. Как будто ты затерялся во времени и попал на 2-3 века назад. Не скажу, что достопримечательностей в городе много. Но они есть. Старинные особняки, музеи и галереи, а самый старинный храм носит имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Здание церкви расположено на месте, где в XVII веке стояла Павловская крепость.

Начинает свою историю храм в 1703 году, именно тогда здесь была построена первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба. Изначально здание было деревянным. Каменная церковь была возведена на месте обветшавшего деревянного храма в 1792 г. С этого места начинался город, именуемый в те далекие времена Новопавловской крепостью. И только в 1811 город обрел свое название — Борисоглебск.

 Фото: Борисоглебская Епархия

До 1917 г. храм назывался Старособорной Успенской церковью и имел три престола: главный – Успения Пресвятой Богородицы и придельные – святых Благоверных Князей Бориса и Глеба и святого Великомученика Димитрия Солунского.

В царствование императора Петра I Успенской церкви была пожертвована старинная икона святых мучеников Бориса и Глеба, а также Евангелие и несколько богослужебных книг. В храме имелась чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», колокол весом 8 пудов.

В 1937 году храм был закрыт и разграблен. С 1992 года администрацией Борисоглебска были начаты реставрационные работы. Храму решено было возвратить его древнее наименование в честь святых братьев-миротворцев.

Храм интересен своей архитектурой и уникальной деревянной резьбой внутреннего убранства, сохранившейся до наших дней. Также здесь имеется почитаемая верующими икона Казанской Божией Матери.

В 1852 г. в Борисоглебске был воздвигнут величественный Преображенский Собор, который стал главным храмом города. С этого времени Успенский храм стал именоваться Старым собором. В городе также можно найти с дюжину старинных храмов, которые создают особенный архитектурный ландшафт. В их числе храмы при мужском и женском монастырях.

Церковь Бориса и Глебав ДегуниноИсточник: Википедия

Храм Бориса и Глеба в Дегунино

Впрочем, и в Москве, богатой на храмы, тоже имеются свои старинные храмы Бориса и Глеба. История этих храмов еще более давняя. Один из таких храмов находится в районе Западное Дегунино.

Первое упоминание о Борисоглебовском храме в селе Дегунино, которое впоследствии было поглощено мегаполисом, относится к 1585 году в связи с его уничтожением польско-ливонским войском. В 1633 году на месте сгоревшего храма на средства местного священника строится новый, деревянный, с приделом во имя апостола Иоанна Богослова.

В документах за 1676 год храм значится как церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с приделом святых Бориса и Глеба. В начале правления царя Петра Алексеевича Дегунино вместе с храмом передается во владение церкви и указом патриарха Адриана приписывается к Алексеевскому девичьему монастырю. Это можно, полагаю, считать чудом, но деревянный храм не пострадал во время войны 1812 года, не был затронут пожаром. Но в документах за 1820 год храм значится как однопрестольный. Почему в храме остался только один престол, достоверных сведений нет.

В 1886 году был построен новый, каменный храм на месте деревянного. В том же году были освящены престолы святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

После революции храм действовал до 1930 года, после чего службы были прекращены. Долгие годы здание было заброшено. Восстановление храма началось в 1991 году, когда его здание было передано православной общине.

Сегодня действующий храм в русском стиле представляет объект культурного наследия народов РФ федерального значения и носит имя Бориса и Глеба. Храм очень любим прихожанами. В нем всегда много людей, молодежи, при этом ощущается тепло и уют прихода.

Церковь Святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Русь белокаменная

Недалеко от Москвы находится и старинный город-заповедник — Суздаль, который также славится своими древними храмами. И если вы любите паломничества или интересуетесь историей древней Руси, вам обязательно необходимо там побывать.

Добраться из Москвы туда можно на поезде и автобусе всего за 3-4 часа. И если уж вы отправляетесь в Суздаль, то непременно посетите старинное село Кидекша, что находится в четырех километрах к востоку от Суздаля. Его главной достопримечательностью является церковь Бориса и Глеба. Храм, построенный во время правления Юрия Долгорукого, является памятником белокаменного зодчества Древней Руси и объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укрепленным княжеским городом и фактической столицей Ростово-Суздальского княжества.

Как укрепленное поселение Кидекша существовало гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 году построил здесь резиденцию и церковь в честь сыновей князя Владимира Святого, которых считали покровителями княжеского дома.

Здесь располагалось укрепленное городище дьяковской культуры, ныне являющееся памятником археологии федерального значения.

Kideksha Churches 0326 архитектурный комплекс Источник: znanierussia.ru

Согласно «Степенной книге» на этом месте в Кидекше, близ Суздаля, состоялась встреча князей Бориса и Глеба, направлявшихся в Киев на встречу с отцом — Владимиром Святославовичем. Здесь, в 1015 году, они были убиты своим старшим братом Святополком, который совершил жуткое преступление в борьбе за власть.

С середины XVIII века начались восстановительные работы. В 1780 году рядом с храмом построили Стефановскую церковь, завершила архитектурный ансамбль восьмигранная шатровая колокольня: «русская Пизанская башня» — с течением времени она заметно наклонилась. В Борисоглебовской церкви были восстановлены восточные столпы, и затем храм перекрыли сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде он сохранился до наших дней.


На рубеже XIX—XX веков к западному фасаду церкви был пристроен притвор. Он был расписан сюжетами на ветхозаветную тему в 1913 году, по случаю празднования 300-летней годовщины династии Романовых.

В дореволюционной России церковь Бориса и Глеба была детально исследована археологами для подготовки к проведению инженерных работ, целью которых являлось создание отопительной системы для предотвращения губительной для храма высокой влажности. После реставрационных работ богослужения в церкви Бориса и Глеба возобновились и проводились вплоть до революции.

Церковь строилась как главный собор города, что отразилось в монументальности ее внешнего вида и сдержанной простоте линий декора.


Ее строение характерно для храмов, построенных при княжении Юрия Долгорукого во Владимиро-Суздальских землях — это одноглавое, четырехстолпное, трехапсидное здание. Оно сложено из гладко отесанных и положенных практически без использования цемента квадратов качественного белого камня. Архитектурные решения роднят памятники храмового зодчества Владимиро-Суздальской школы с западноевропейским романским стилем. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров.


В конце XVII-начале XVIII века к югу от собора установили Святые ворота, сохранившиеся до сих пор. По своему замыслу ворота перекликается с архитектурой храма: каменные украшения повторяют мотивы, использованные в декоре барабана Борисоглебской церкви. В это же время, наряду с воротами, был построен еще один уникальный исторический памятник — церковь Святого Стефания. Комплекс завершает шатровая колокольня. Несмотря на то, что возводились храмовые сооружения в разное время, охватывающее пять веков, смотрится архитектурный ансамбль весьма гармонично.

В настоящее время церковные службы в храме не ведутся, он открыт как музей. Находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Источник: znanierussia.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...