
В Парке сказаний народов Казахстана прошла очередная духовная встреча проекта «Разговоры по душам». Мероприятие было посвящено церковным таинствам – миропомазанию, исповеди и соборованию. На вопросы гостей ответили диакон Вознесенского кафедрального собора Виталий Быструшкин и ключарь Казанского собора иерей Георгий Рублинский.
Беседа проходила в непринужденной обстановке. После небольшой вступительной речи все желающие смогли задать священнослужителям свои вопросы.
«Принято считать, что церковных таинств семь – миропомазание, крещение, соборование, исповедь, причастие, венчание и священство. На самом деле их гораздо больше, потому что таинство – это действие Божие непосредственно на душу человека», - отметил отец Георгий.
«Соборование – от слова «собор»
Участников встречи заинтересовало таинство соборования или елеосвящения. Священник назвал его самым загадочным таинством Православной Церкви. До сих пор в среде верующих не утихают споры о том, в каких случаях лучше к нему прибегать. Существует два варианта: сторонники первого опираются на послание апостола Иакова, где говорится, что к елеосвящению стоит прибегать болеющим. Уже позднее, без опоры на текст послания, этот вариант стал подразумевать серьезную, возможно, смертельную болезнь. Сторонники другого взгляда считают, что прибегать к таинству, в котором прощаются забытые грехи, стоит каждый год независимо от состояния здоровья. В таком случае соборование проводят при храмах в пост.
Раньше елеосвящение проводили «собором» - в нем участвовали семеро священников. Со временем таинство начали называть соборованием.
Другой вопрос касался отношений детей и родителей. Молодой человек поинтересовался, как объяснить маме, что принудительные походы в храм не сделают детей христианами.
«Даже у детей нельзя забирать свободу, нужно начинать с себя. Серафим Саровский говорит: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если для нас самих религия будет ценностью, то, я думаю, есть большая вероятность, что дети если и уйдут из Церкви, то потом они все же вернутся», - считает отец Георгий.
Интересовал алматинцев переход из ислама в христианство. Один из присутствующих поинтересовался, может ли православный, принявший мусульманство, вновь вернуться в церковь. Священнослужители ответили утвердительно.
«Мы все ошибаемся в жизни. Вашему другу нужно прийти в храм, покаяться, и после этого он вновь будет допущен до Причастия и других таинств», - прокомментировал диакон Виталий.
«Молитва не должна быть формальной»
Горожане также интересовались, как преодолеть страх перед исповедью. Отец Георгий рассказал, что в начале истории Православной Церкви было время, когда исповедь была публичной: верующий выходил на середину храма, становился перед другими прихожанами и рассказывал им, в чем согрешил. Позднее от такой практики отказались, и сейчас существует понятие «тайна исповеди». Оно подразумевает, что священнику строго запрещено рассказывать кому бы то ни было о том, что верующий рассказал ему во время таинства исповеди. Это правило работает и в другую сторону: прихожанам не стоит делиться советами, которые им лично священник дал в ходе таинства покаяния. Словом, человеку не стоит переживать, что о его грехах узнает кто-то еще.
Что касается самого священника, то он точно не будет осуждать пришедшего каяться, поскольку через него проходит множество людей с самыми разными, подчас очень тяжелыми жизненными историями.
Интересовались алматинцы и тем, можно ли обращаться к Богу не сложным языком молитв на церковно-славянском языке, а своими словами. Отец Георгий в ответ подчеркнул: главное в молитве – искренность.
«Молитвенные правила показывают нам образец, как следует строить свое обращение к Богу. Но любые молитвы могут перемежаться с нашими переживаниями, и это нормально», - отметил священник.
Следующее мероприятие в парке рядом с Казанским собором в Алматы состоится первого мая и будет посвящено празднованию Дня единства народа Казахстана. Гостей Парка сказаний ждут творческие номера, конкурсы и прочие активности.