
27 января православные верующие отмечают Отдание праздника Богоявления, то есть Крещения Господня.
Крещение — это Великий Двунадесятый праздник. Он имеет четыре дня предпразднества и восемь дней попразднества. По длительности торжество уступает лишь Пасхе. Отдание Богоявления - последний из дней попразднества.
В этот день службы в храмах совершаются более торжественно, чем в обычные, на них звучат молитвы и песнопения самого праздника. Поэтому считается, что, если кто-то хотел причаститься в Крещение, но по каким-то причинам не смог - можно это сделать в Отдание.
Установление даты и смысл
Традиция отмечать торжество в течение восьми дней идет из иудаизма. В Ветхом Завете празднования шли именно восемь дней. Это было символом завершенности и полноты, а также – будущего века, «восьмого дня» милости Божией, когда будут новое небо и новая земля, прекратится течение времени, и наступит Вечность.
Согласно данным историков, праздник Крещения отмечался почти с первых веков Церкви.
В чем смысл названия «Богоявление (Теофания)»
До середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечали отдельно: был единый праздник Богоявления, который встречали 19 января по новому стилю. Он вбирал в себя всю палитру рождественских и крещенских событий, включая поклонение волхвов новорожденному Мессии.
Рождество и Крещение разделили в 451 году - тогда Халкидонский собор дал на это разрешение. А название Богоявление отражает чудо, которое случилось во время крещения Иисуса.
Совпадение праздника с памятью равноапостольной Нины
Традиционно, память святых, выпадающая на великие торжества, переносится на другие дни. Однако к «отданиям» это не относится, поэтому 27 января Церковь также празднует День памяти святой равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии.
Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. С детских лет она всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не знающих о Нем и не верующих в Господа. После того, как ее мать поступила в диаконисы, а отец ее Завулон ушел в пустынники, девушка была отдана на воспитание благочестивой старице.
Ее частые рассказы о тогда еще языческой стране Иверии, нынешней Грузии, возбудили в Нине сильное желание посетить эту местность и просветить ее жителей светом Евангелия. Это желание усилилось еще больше после того, как девушка увидела видение, в котором Матерь Божия вручила ей крест из виноградных лоз.
Когда начались очередные гонения на христиан, организованные императором Диоклетианом, Нине пришлось бежать и для своего проживания она избрала Иверию. Здесь она поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро стала известной в окрестностях, так как оказывала помощь многим страждущим.
Призывая имя Христово, святая Нина молилась и исцеляла людей. Она рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Узнав о силе ее молитв, к ней со всех концов Иверии стали приходить больные в великом множестве.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей страны. Многие из них уверовали в истинного Бога и приняли христианство. Она обратила к Господу даже царя Иверии Мириана.
Он вызвал из Константинополя епископа и священников и построил первый храм во имя святых Апостолов в Мцхете. Ныне на этом месте находится кафедральный патриарший собор Светицховели. Мириан установил христианство в качестве государственной религии и запретил почитание языческих богов.
Сама же святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась в горы и там в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое прибежище и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.
После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно отошла 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мириан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, который являлся дальним родственником святой Нины.
Духовное значение Отдания Крещения
Как и каждое Отдание великого праздника, это торжество является возвращением к нему, то есть в данном случае к Крещению Господню. Это повод еще раз вспомнить о событии и его значении для всех верующих, вновь поразмышлять о великом смирении Христа и святости Предтечи, который духом узнал Спасителя.
Народные приметы и традиции
Все традиции были связаны только с празднованием Святок, которые длятся 12 дней после Рождества до Крещения, но не с Отданием Богоявления. Сегодня в интернете можно прочитать множество народных примет и якобы имеющих место запретов. Но, согласно материалам этнографов XIX-XX веков, каких-либо обычаев, связанных с Отданием Крещения, не существовало.
Что можно и нельзя делать, и о чем подумать
Никаких уставных запретов насчет того, можно ли работать, мыться или убираться дома, в этот день нет. Конечно же, благочестивый христианин по возможности накануне вечером и утром этого дня посетит службы. Хорошо почитать Евангелия, узнать историю события и познакомиться с проповедями на тему Крещения. И, разумеется, в этот последний праздничный день надо особо помолиться Господу.
Молитва дня
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий Единоро́дный, от Отца́ пре́жде все́х ве́к рожде́нный, Све́те от Све́та, просвеща́яй вся́ческая, в после́дняя же лета́ от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно воплоще́нный и в ми́р се́й на спасе́ние на́ше прише́дый! Ты́ бо не потерпе́л еси́ ви́дети от диа́вола му́чима ро́да челове́ча и сего́ ра́ди в пресве́тлый де́нь Богоявле́ния Твоего́ прише́л еси́ на Иорда́н ко гре́шником и мытаре́м крести́тися от Иоа́нна, безгре́шен сы́й, да испо́лниши вся́кую пра́вду и да во́змеши в вода́х Иорда́нских грехи́ всего́ ми́ра, я́ко А́гнец Бо́жий, во е́же понести́ я́ на Себе́ и искупи́ти Креще́нием кре́стным, пречи́стою Кро́вию Твое́ю. Сего́ ра́ди погрузи́вшуся Тебе́ в вода́х, отверзо́шася Тебе́ небеса́ Ада́мом заключе́нная и Ду́х Святы́й сни́де на Тя́ в ви́де голуби́не, просвеще́ние и обоже́ние нося́й естеству́ на́шему, и Пребоже́ственный Оте́ц Тво́й возвести́ Тебе́ небе́сным гла́сом благоволе́ние Свое́, зане́ сотвори́л еси́ во́лю Его́ и челове́к грехи́ восприя́л еси́ и Себе́ на закла́ние уже́ предугото́вал еси́, я́коже Са́м ре́кл еси́: «Сего́ ра́ди лю́бит Мя́ Оте́ц, я́ко А́з ду́шу Мою́ полага́ю, да па́ки прииму́ ю́», и та́ко во всесве́тлый де́нь се́й, Ты́, Го́споди, положи́л еси́ нача́ло искупле́ния на́шего от грехопаде́ния прароди́тельскаго. Сего́ ра́ди вся́ си́лы небе́сныя ра́дуются и вся́ тва́рь весели́тся, ча́юще свобожде́ние свое́ от рабо́ты истле́ния, глаго́люще: Прии́де просвеще́ние, благода́ть яви́ся, избавле́ние наста́, ми́р просвети́ся и лю́дие ра́достию исполня́ются. Да весели́тся ны́не не́бо и земля́ и ми́р ве́сь да игра́ет; ре́ки да пле́щут; исто́чницы и езе́ра, бе́здны и моря́ да сра́дуются, я́ко Боже́ственным Креще́нием освяти́ся дне́сь естество́ и́х. Да ра́дуются дне́сь и челове́ков собо́ри, я́ко естество́ и́х взы́де ны́не па́ки к пе́рвому благоро́дию и вси́ с ра́достию да пою́т: Богоявле́ния вре́мя. Прииди́те мы́сленно на Иорда́н, виде́ние ве́лие в не́м у́зрим: Христо́с ко Креще́нию гряде́т. Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит. Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет грехи́. Христо́с овча́ похище́ннаго и заблу́ждшаго прихо́дит иска́ти и обре́т е́ вво́дит в ра́й.
Сего́ Боже́ственнаго та́инства воспомина́ние пра́зднующе, усе́рдно мо́лимся Тебе́, Человеколю́бче Го́споди: сподо́би на́м жа́ждущим по гла́су Твоему́ приити́ к Тебе́, Исто́чнику присноживо́тныя воды́, да почерпе́м во́ду благода́ти Твоея́ и оставле́ния грехо́в на́ших и да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х похоте́й; целому́дренно и де́вственно, и пра́ведно и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, жду́ще блаже́ннаго упова́ния и явле́ния сла́вы Твоея́, Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего, да не от де́л на́ших спасе́ши на́с, но по Твое́й ми́лости и по обновле́нию Свята́го Ду́ха Твоего́ ба́нею пакибытия́, Его́же оби́льно излия́л еси́, да оправди́вшеся благода́тию Его́, насле́дницы бу́дем ве́чныя жи́зни во Ца́рствии Твое́м, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би на́м просла́вити всесвято́е И́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.