
О жизни священников мало кто знает правду. Кто-то излишне идеализирует служителей церкви, а кто-то, наоборот, считает их стяжателями, избравшими этот путь лишь ради власти над людьми и наживы. Как на самом деле живет священнослужитель и тернист ли путь пастыря, мы узнали у настоятеля Казанского собора в Алматы, иерея Георгия Рублинского.
«Вот бы тут остаться навсегда»
Впервые в храм будущий отец Георгий попал, когда ему было 11 лет. С тех пор, по его словам, он не видел себя вне Церкви.
«Я помню свои впечатления, когда только вошел в храм. Мы жили за границей, в абсолютно нехристианской среде. Родители мои на тот момент были неверующие, мы были абсолютно светской семьей. Получилось так, что я увидел «нехороших» людей, которые прямо на улице совершали определенные ритуалы.
Маленький Георгий с сестрой и отцом.
После этого меня начали мучать кошмары, я стал плохо спать. Мама решила дать мне святой воды. И я подумал, что это за вода такая, как в сказке что ли – волшебная? Я попил, умылся святой водой и свершилось маленькое чудо – все прошло.
Потом у нас сильно заболел отец и мать пошла в храм, я попросился с ней, посмотреть, что это такое. Когда мы зашли, первые мои мысли были: вот бы тут остаться навсегда», – рассказывает иерей Георгий Рублинский.
Вскоре после этого семья Георгия переехала в Казахстан, в Алматы, а чуть позже скончался и отец. Какое-то время они с сестрой жили с бабушкой. Дом был недалеко от Казанского собора, и маленький Георгий стал ходить туда каждый день.
«Мне там очень нравилось, и я поступил в воскресную школу. Очень скоро стал прислуживать в алтаре, пономарить. Вот так и началось все. Я просто себя никем не видел в миру и понимал, что скорее всего мой путь будет в Церкви.
Не важно кем, не обязательно священнослужителем, но, чтобы жизнь была связана с храмом. Так что мой выбор был сделан еще тогда, и с годами он только подтверждался. После школы я пошел учиться на экономиста, окончил, но понимал, что это не мое.
Я поступил в семинарию. Будучи воспитанником, я продолжал прислуживать в алтаре, был звонарем, чтецом Казанского собора. Потом стал заведующим хозяйством, экономом. На втором курсе семинарии я женился и меня рукоположили в дьяконы. Далее я уже учился на свободном посещении», – делится отец Георгий.
Со своей супругой – матушкой, будущий настоятель познакомился, как он сказал, в результате житейских скорбей. У Анастасии, так зовут жену отца Георгия, умер отец. Так как он был священником, его похоронили за алтарем в Казанском храме.
«Она начала ходить в наш собор, и мы познакомились, но то, что предназначены друг для друга, поняли не сразу. Дружить мы стали лишь спустя три года, и когда начали ближе узнавать один другого, то поняли, что у нас почти одинаковые ценности, одни взгляды на будущее.
Схожие взгляды на семью, какая она должна быть. Одно и то же понимание того, как надо воспитывать детей, и у обоих сильная любовь к детям. И мне и ей всегда хотелось большую семью.
Еще один плюс, то, что мы являемся единоверцами, потому что апостол Павел говорил, что жениться и выходить замуж лучше в Боге. Чтобы были одни и те же ценности, и приоритеты в жизни были расставлены как надо.
Так получилось, что я ей, собственно, даже не делал предложение. Мы просто об этом всегда говорили, что если дружить, то для чего-то важного, достойного и навсегда. И вот в один прекрасный момент мы просто уже поняли, к чему все идет и решили, что, наверное, уже пора», – с улыбкой вспоминает иерей.
Венчались молодые в любимом обоими соборе Казанской иконы Божией Матери.
«Для меня Казанский храм родной, вся моя жизнь в нем. В нем я крестился, в нем же и венчали нас. В нем же совершили хиротонию в диаконы и во священника. Обычно, где служит митрополит, туда приглашают человека и совершают таинство рукоположения, а потом посылают на приход.
Я же как с воскресной школы начал в этой церкви, так ни в каком больше храме не служил, то есть, это большая редкость. Так что Казанский собор – это мой дом, причем и в прямом смысле слова, так как мы какое-то время жили при храме.
Как бы то ни было, семья должна жить отдельно. Такое же убеждение было и у предыдущего настоятеля собора, который дал нам возможность там жить. Конечно, мы могли остаться с родителями в квартире, но это неправильно.
Бывают разные обстоятельства, когда необходимо жить с близкими. Например, родителям или каким-то другим родственниками требуется уход. Или брат с сестрой у вас на попечение. Разные ситуации могут быть.
Если же все в порядке, то надо изыскивать возможности, чтобы жить отдельно. В своем котле вариться, испытывать радости и невзгоды, самостоятельно, без родственников рядом», – говорит священнослужитель.
В доме при Казанском соборе супруги Рублинские прожили восемь лет, там же появились на свет их первые сын и дочь. Сегодня у отца Георгия и матушки Анастасии пятеро детей.
«Четыре сыночка и лапочка дочка. Илларион старший – ему 11 лет, Ангелине – девять, Никону – семь, Тихону – четыре, и вот Мирону год исполнился 30 июля. К каждому свое особое отношение, свой подход, но это не значит, что к кому-то любовь больше или меньше.
Многие думают, что дети священников – это ангелочки, но это не так, они абсолютно такие же, как все. У каждого целый свой мир, свой космос. К кому-то можно слабость проявить, а к кому-то нужно построже.
Иларион может и один побыть. Он музыкально очень одарен, занимается скрипкой. Вот недавно они с коллективом ездили в Венецию на конкурс и взяли гран-при. Ангелина занимается фигурным катанием. Она довольно спортивная, более скромная, чем мальчики.
Никон – душа любой компании и миротворец. Всегда находит общий язык со всеми, мирит всех. Везде свой, и в воскресной школе, и детсаду. Он очень активный, поэтому мы его единственного отдали в садик, дома ему было скучно.
Ну, а Тихон у нас самый косячный. Он прямо ищет, где бы что напакостить. Он был младшим какое-то время, все вокруг него носились, и он понял, что он звезда. Вот как раз-таки с Никоном и с Тихоном приходится строже быть», – делится настоятель Казанского собора.
Все дети отца Георгия ходят в воскресную школу, что же касается продолжения его священнического пути, то по мнению иерея, об этом рано еще говорить.
«Мы никак не навязываем. Хочется, чтобы это был осознанный самостоятельный выбор. Все, что касается церковных послушаний, их дальнейшего пути в церкви, это пусть они сами решают. Тем более, не обязательно, чтобы находиться в церкви и быть с Богом, быть священником.
Мы стремимся к тому, и прихожанам все время об этом говорим, чтобы вся жизнь наша стала богослужением, в независимости от того, чем мы занимаемся. Будь ты журналист, строитель или бухгалтер, не важно. Всегда можно быть с Богом и пытаться меняться внутренне, жить честно. И тогда Господь всегда будет рядом», – подчеркивает отец Георгий.
На вопрос, что говорят друзья детей, когда узнают, что их папа священник, отец Георгий ответил: их ровесники в силу небольшого возраста еще не совсем понимают, кто такой священник, а вот родители друзей удивляются.
«У всех сразу один вопрос – и как вы живете? Потому что никто не сталкивался с бытом священника. Не все понимают, что мы такие же люди и дети у нас ходят в те же самые школы, и посещают те же самые секции, и те же самые интересы у нас.
В том числе и страсти те же самые, и в детях в том числе. Все что угодно – и жадность, и гордость. Человека формирует в том числе и окружение. Чуть позже, когда они подрастут, понимаю, что отношение и к церкви в том числе, и к моему служению в течение их жизни может быть разным.
Кто-то наверняка будет стыдиться и не будет рассказывать. Кто-то, возможно, отойдет от церкви на какое-то время. Потому что хочется жить как все. А духовная жизнь, церковная жизнь, она больше про блюдение себя и вот ограничение, возможно, кажется какое-то.
На самом деле ограничение от всего нехорошего, которое впоследствии даст неправильные плоды. Но по себе знаю, что подросток этого всего не понимает. Ему, конечно, захочется разных моментов в жизни», – делится священнослужитель.
До подросткового возраста детей у отца Георгий и матушки Анастасии еще есть время, а самое главное есть свое собственное видение того, как преодолеть этот не просто период взросления.
«Правильно воспитывать не детей, правильно воспитывать себя. Вот если мы, верно, себя ведем, если мы пытаемся трезво смотреть на вещи, адекватно реагировать на какие-то раздражители, а не по страсти начинать гневаться и кричать, то это даст свои плоды.
В переходном возрасте авторитетов нет, и родители тоже перестают быть авторитетом. Дети отдаляются, закрываются. Избежать этот период не получиться: это опыт, через который придется пройти каждому.
И только от нас зависит поймут ли они впоследствии неправильность пути или дальше продолжат укореняться в этом неправильном мировоззрении. То есть, воспитывая себя, мы воспитываем детей.
И если мы уже говорим со мной как со священником, очень важна молитва за детей, и молитва вместе с ребенком, но не навязчиво, не заставляя его. Мои иногда хитрят, ну и пусть. Самое главное, если нам это важно, если нам церковь дорога и церковная духовная жизнь, то они это будут видеть.
Тут вспоминают слова из Евангелии: «Пусть так просветится свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили отца вашего, который на небесах». Это хорошая цитата применима в том числе и в отношениях в семье», – говорит иерей.
В этом году отец Георгий стал настоятелем своего горячо любимого Казанского собора. Поэтому его рабочий график, который и раньше-то был не нормированный, теперь заполнился еще большим количеством дел. Но у них с супругой есть рецепт, благодаря которому иерей справляется со своим обязанностями и в церкви и дома.
«У нас все распределено. Вот недавно мы делали ремонт, и жена сама придумала, где и как все будет обустроено. Я нашел людей, которые все делали, а она следила за всем. Внешний и внутренний вид, домашний уют – это все на ней, супруга любит этим заниматься.
По образованию она швея, модельер-дизайнер. Пока было только двое детей, она шила на заказ. Сейчас, конечно, это невозможно, но она по-другому реализует свой потенциал. На Рождество она печет пряничные домики. Потом вместе с детьми разукрашивают их в разные цвета, и мы их раздаем.
На Пасху печет куличи, пасхи, красит яйца, и на другие праздники готовит что-то. Дочка и сыновья всегда ей помогают. Я за определенный домострой, мне ни близки современные феминистические идеи.
Хотя я абсолютно не против, чтобы женщина работала, но все-таки считаю, что каждый должен выполнять свой урок. Мужчине быть главой семьей, а жена, как говорится – за мужем. И у нас все прекрасно складывается.
В церкви мы, конечно, не зарабатываем большие деньги, на самом деле большинство священников живут очень скромно, но я обеспечиваю семью, а жена реализует себя в детях, и в домашнем творчестве», – поделился отец Георгий.
Несмотря на массу обязанностей и забот, священнослужителю удается выделить время и для занятий спортом. Иерей любит играть в настольный теннис и футбол. Нравится ему и проводить время с друзьями.
«Мы или приглашаем их к нам в гости, либо встречаемся где-то. Так получилось, что с годами все меньше в моем близком кругу неверующих. Это и понятно, мы сближаемся с теми, кто разделяет наши взгляды на жизнь. Именно друзья, наверное, сейчас только верующие.
Хорошие, добрые отношения, конечно, есть с разными людьми, я тоже и в школе учился, и в колледже, и соприкасался с разными людьми в миру, атеистами, представителями других религий. Но это больше не дружеские отношения, а хорошие знакомые», – говорит настоятель Казанского собора.
Кстати, о своем назначении и новых возложенных на него служениях, отец Георгий говорит скромно, мол, на мне богослужение и соблюдение должного вида храма.
«Есть помощь со стороны всех, в том числе со стороны владыки, митрополита Александра. Он всегда узнает, интересуется, помогает в чем надо. Есть у нас активные прихожане, есть благодетели, к которым можно обратиться за любой помощью. Это костяк нашего прихода.
И помимо людей, мы знаем, что и Бог помогает. Он не дает креста больше того, который человек сможет понести. Господь видит наши усилия, видит наши начинания, и помогает в этом. И нужных людей всегда направляет к нам в приход.
Сейчас, конечно, может быть рано и слишком самонадеянно так говорить, но по крайне мере на сегодняшний день, я чувствую, что нашел себя. То есть это мое дело, мое призвание, которое действительно дарит мне ощущение подлинного счастья», – заключил отец Георгий.