Врач по призванию: дерматолог о работе, детях-бабочках и учебе длинной в жизнь | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Врач по призванию: дерматолог о работе, детях-бабочках и учебе длинной в жизнь

28722
11 минут
Врач по призванию: дерматолог о работе, детях-бабочках и учебе длинной в жизнь
Фотографии из личного архива А. А. Таубаевой.

Все чаще от многих людей можно услышать, что они недовольны своей работой, и не получают от нее удовлетворения. Есть множество сфер, в которых это возможно, но только не в медицине. Ведь быть врачом – это значит быть полностью преданным своему делу и отдаваться работе более чем на 100%.

Медик – это не только белый халат и медицинские осмотры, это умение сострадать и сопереживать. А еще работа на износ, через трудности, усталость и боль в графике 24/7. Более того, чтобы лечить людей, нужно потратить на обучение 6-8 лет. И даже став специалистом, врач продолжает учебу на протяжении всей карьеры.

Героиня нашей статьи Айнур Абимуллаевна Таубаева – как раз такой специалист. Ее общий стаж работы 24 года. За этот период она прошла все ступеньки от младшего научного сотрудника Научно-исследовательского кожно-венерологического института до заведующей стационарным отделением Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний.

От детской мечты до дела всей жизни

Айнур росла в педагогической семье, ее отец был математиком, директором школы, мама – воспитателем дошкольных учреждении.

Врачей даже среди дальних родственников не было. Конечно, папа хотел, чтобы дочь предложила семейное дело, но девочку тянуло в медицину.

«Откуда у меня это желание, не знаю. Я даже не думала о специальности – хирург или терапевт, просто хотела быть медсестрой. И поэтому в 14 лет, когда окончила 8 классов, пошла поступать в медучилище. Школу я окончила с отличием, поэтому экзаменов у меня не было, просто собеседование, и я поступила», - рассказывает Айнур Абимуллаевна.

После окончания училища, Айнур решила продолжить обучение в Актюбинском мединституте. Но в силу обстоятельств смогла подать документы лишь через год. Все это время она работала медсестрой в гинекологии и поступая, думала, что выберет эту специальность. Но вышло совсем по-другому.

Фотографии из личного архива А. А. Таубаевой

«Когда на четвертом курсе я пришла в дерматологию и увидела разные кожные заболевания, мне стало интересно. Вот, например, у терапевта, ты не видишь, что происходит у человека внутри. Слушаешь, делаешь рентген или УЗИ, видишь, что улучшаются анализы и понимаешь, выздоравливает.

А здесь ты прямо видишь эффект, вот он у тебя перед глазами. Может это зацепило, ну и потом мне все время нравилось самой обрабатывать, наблюдать как элементы на коже заживают. Хотя моя профессия – это дермато-венерология, но меня больше дерматология привлекает», - говорит Айнур Таубаева.

После пятого курса Айнур подала заявление и выбрала специальность дермато-венеролога. Ее свекровь, на тот момент главный врач поликлиники, терапевт по специальности, хотела, чтобы Айнур выбрала это же направление, но она настояла на своем.

«Когда я окончила институт, у меня на руках был уже 5-летний сын. Еще на втором курсе я вышла замуж, а на третьем родила. Но учиться мне было не сложно, так как мы жили с родителями мужа, и моя свекровь, поскольку сама врач, знала, что такое наша профессия, и давала мне возможность заниматься, помимо быта, учебой», - делится наша героиня.

К слову, супруг Айнур тоже был врачом – стоматологом. Однако он не долго проработал по этой специальности. Были 1990-ые годы, надо было выживать, и муж занялся бизнесом. Параллельно он отучился на финансиста, работал бухгалтером в разных компаниях. Именно в связи с его работой Айнур и попала в Алматы.

«Место для себя я нашла сама, прошла собеседование и меня взяли. Вначале работала младшим научным сотрудником в лаборатории, потом в организационно-методическом кабинете, врачом приемного покоя, дежурным врачом. Так что я все ступеньки прошла. Сейчас я заведую этой клиникой.

Фотографии из личного архива А. А. Таубаевой

Здесь есть возможность заниматься своим любимым делом, своей специальностью. Помимо этого, я постоянно в поиске чего-то нового. Все время вдохновляюсь новыми высокотехнологичными разработками в нашей области и вдохновляю своих молодых сотрудников», - рассказывает Айнур Таубаева.

Дети-бабочки 

Одним из таких новых вдохновений для Айнур Абимуллаевны стали дети-бабочки. Так называют малышей, которые страдают буллезным эпидермолизом. Их сравнивают с бабочками, так как кожа у таких деток такая же хрупкая как крылья этих насекомых.

Буллезный эпидермолиз — это редкое тяжелое генетическое заболевание, которое передается по наследству и характеризуется образованием пузырей и эрозий на коже и слизистых оболочках, их ранимостью и чувствительностью к даже незначительным механическим травмам.

«Меня пригласили в роддом на консультацию новорожденного ребенка. Есть заболевания, у которых схожие симптомы, например, пузырчатка, при которой также образуются пузыри, но они несколько иные. И мне в голову пришло, что это возможно буллезный эпидермолиз. 

На практике я с ним не сталкивалась, это были теоретические знания со студенческих лет. Поэтому я стала читать статьи, изучать материалы, фотографии. Потом созвонилась с мамой и пригласила их к нам на консультацию. Собрала консилиум, чтобы было несколько решений. В конечном итоге мы поставили буллезный эпидермолиз», - делится наша героиня.   

Заболевание заинтересовало Айнур. Как врач-новатор, она занималась не только лечением болезней, но и их изучением. Ей всегда было интересно находить и внедрять новые методы и препараты, выяснять их действенность и результативность.

«Тогда у нас была замдиректора Наталья Цой и вот мы с ней начали заниматься изучением. Связались со всеми регионами, чтобы узнать есть ли пациенты с такими диагнозами в нашей стране. Оказалось, есть. На тот момент 10 или 12 человек было в республике, потом 14 стало. На сегодня их 112 по Казахстану.

Разных возрастов, взрослые тоже есть. Они все значились под другими диагнозами. Мы говорим булезные дерматозы, то есть пузырные дерматозы, вот под этими заболеваниями они и проходили. Я задумалась, как их лечить. Наши препараты и агрессивная терапия для них не подходят, так как кожа хрупкая и будет не польза, а вред», - говорит специалист.

Айнур повезло, поиски решений вопросов свели ее с Бахыт Байгалиевой. Выслушав врача, она решила организовать фонд помощи детям-бабочкам. Благодаря этому была налажена связь с Москвой, где уже существовала аналогичная организация и отделение детской дерматологии, которое занималось данным заболеванием.

«Мы поехали в Москву и узнали, как их лечить. Оказывается, есть специальные уникальные повязки и необычные перевязочные материалы. Когда я увидела все это, у меня просто сознание перевернулось, я была в таком восторге.

Тогда у нас было 12 детей, и я договорилась, чтобы нам отправили посылки с повязками. Потом сама пересылала их по регионам для распределения среди пациентов. Но мало получить материалы, надо применять их правильно. Я собрала мам, провела лекции, обучила. И все это совершенно бесплатно», - рассказывает Айнур Абимуллаевна.

Да, уникальные повязки, которые могут улучшить качество жизни страдающих буллезным эпидермолизом существуют, но они очень дорогие, и в нашей стране их не производят. Между тем пациенты должны получать их бесперебойно.

«Мы написали в Минздрав, включили наших деток в список орфанных заболеваний и за счет маслихатов стали обеспечивать их повязками. Однако, помимо сложностей с кожей, у этих детей есть и другие осложнения. Контрактура нижних и верхних конечностей, стеноз пищевода, утрата зубов, в общем много осложнений.

Поэтому пришлось обучать специалистов в регионах. Всего было подготовлено 17 человек разных специальностей: дерматологов, гематологов, хирургов, ортопедов-травматологов, стоматологов и других. На все это ушли годы», - подчеркивает Айнур Таубаева.

С тех пор Айнур работает в благотворительном фонде «Көбелек балалар» бессменным врачом-экспертом. Ее усилиями были организованы уникальные операции по устранению синдактилии, то есть разъединению срощенных пальцев рук, двум детям с дистрофической формой буллезного эпидермолиза.

«Операции делались не на нашей базе, у нас же терапевтический профиль, их в рамках ГОБМП в Университетской клинике НАО «Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д. Асфендиярова» провел прекрасный детский врач, ортопед высшей категории, наш отечественный хирург Харамов Исамдун Каудунович.

Также в операции приняли участие приглашенные специалисты из Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова, города Санкт-Петербурга. Ранее мы побывали у них, перенимали опыт, и там тоже нашим двум деткам были сделаны операции», - рассказывает наша героиня.

Такие операции действительно уникальны, и главная сложность в подаче наркоза, ведь, как мы уже писали выше, пузыри и эрозии у таких деток образуются не только на коже, но и на слизистых оболочках, то есть они могли возникнуть и на стенках верхних дыхательных путей.

«Операции были проведены высокопрофессионально, детки после них чувствовали себя хорошо. Затем нами была проведена поэтапная реабилитация, ортезы специальные сначала применяли, потом перчатки надевали.

Прежде, чтобы сделать такую операцию, больным нужно было выезжать за рубеж, а теперь, как говорит Исамдун Каудунович, мы можем сами оказывать нашим деткам-бабочкам подобную оперативную помощь», - отмечает Айнур Абимуллаевна.

«Вот такая любовь у меня к своей профессии»

Конечно, основная часть деятельности Айнур Таубаевой — это руководство клиникой и осмотр ее пациентов, среди которых тоже попадались непростые случаи.

«Привезли к нам из региона мальчика, 11 лет. В документах стоит диагноз — генерализованный пустулезный псориаз. Когда я его увидела, мне страшно стало. Отечный весь, почти все тело покрыто пустулами, гной течет, он мокрый весь. Анализы — просто ужас. И общее состояние очень тяжелое.

Честно скажу, мы приняли ребенка со страхом. На следующий день я пригласила педиатра, хирурга, реаниматолога. Они сделали мальчику катетеризацию подключичной вены, и я день и ночь проводила возле этого ребенка.

Через 12 дней мы вернули мальчика домой чистеньким. Это было прямо чудо, я всегда с гордостью об этом вспоминаю. И своим молодым докторам, которых обучаю, говорю, что помимо способности лечить, врач должен обладать еще одним качеством - умением быть решительным и смелым», - рассказывает Айнур Абимуллаевна.

Действительно, здоровый пациент – это самое ценное для врача.

Слышать искренние слова благодарности, видеть счастливые глаза и улыбку — высшая награда для медработника.

«Был еще один случай, меня пригласили на телевиденье в качестве консультанта. Я приехала, а там девочка, у которой ихтиоз. Ее мама обратилась к ним в программу с просьбой о помощи. Ну я их прямо с телевидения забрала и сказала, чтобы на следующий день приезжали и ложились.

И занялась этим ребенком. Девочку мы полностью восстановили где-то за 10-14 дней и выписали домой. За это время я также научила маму правильно ухаживать за малышкой, ведь это заболевание хроническое, и если этого не делать, то естественно тяжелое состояние вернется», - говорит врач.

Спустя какое-то время Айнур снова позвонили с телевидения и попросили приехать, но не в качестве консультанта, а как гостя программы. Попросили одеться нарядно и сказали, что у них для нее сюрприз.

«Это были съемки итоговой программы за год, во время которой награждали всех, кто помог. И там была эта девочка. Оказывается, мама снова к ним обратилась, сказала, что хочет выразить мне благодарность, за то, что ее дочка вернулась к полноценной жизни.


Знаете, только в такие моменты я понимаю, что не зря все это делаю, а так обычно просто делаю свою работу, но я ее очень люблю. Люблю своих пациентов. Когда вижу классическую картину, я имею ввиду, болячки по коже и так далее, то кроме цели добиться хорошего состояния больного, для меня нет, вот такая любовь у меня к своей профессии», - делится Айнур Таубаева.

«Это мое главное стремление на будущее»

Всем описанным выше деятельность Айнур не ограничивается. Она еще и преподает в мединституте: например, врачей для своего стационара она подготовила сама.

«У меня во время ковида, когда мы закрылись, все мои опытные врачи ушли, работы ведь не было. И когда мы вернулись в свое русло, то оказались без специалистов. Я не растерялась, как раз у нас резиденты оканчивали. Пришла к их заведующему и попросила дать хотя бы трех человек, которые хотят работать у нас.

Потом еще двоих, и еще, и теперь я все время работаю с молодежью, обучаю, воспитываю. Пятеро из моих учеников сейчас работают со мной. Мы единственный центр по нашему профилю в республике, есть диспансеры в регионах, но как научный центр мы единственные. Здесь и наука, и клиника», — говорит Айнур Абимуллаевна.


Еще одной своей миссией Айнур видит внедрение в Казахстане современных методов лечения и диагностики.

«Сейчас главная моя цель — открыть у нас отделение генодерматоза, то есть центр, где занимались бы именно генетическими заболеваниями. Чтобы в нем пациенты могли не только помощь получить, но и полное обследование, мультидисциплинарный подход чтобы был, то есть имелись все специалисты, которые необходимы.

И, конечно, налаживание лабораторной диагностики, мощной, на всю страну. Потому что хочется сразу при рождении ребенка определить какой ген мутировал, составить прогноз, и пойти по пути лечения. Ген, конечно, мы не поменяем, но улучшить качество жизни таких больных сможем. Вот это мое главное стремление на будущее», - поделилась Айнур Таубаева.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...