Фото: afisha.london; biography.wikireading
В рождественские дни, вспоминая великую артистку Анну Павлову, хочется рассказать о ней не только как человеке искусства, но и как о благодетеле и благотворителе.
Рождество у христиан всегда считались поводом для благотворительности: люди навещали больных и одиноких, раздавали еду и деньги бедным. Христианская добродетель была присуща многим великим людям. И балерина Анна Павлова – яркий тому пример.
Порой в христианском обществе бытует заблуждение, что балет – не христианский вид искусства. Между тем, со времен императорского балета, известно немало имен верующих артистов балета. Такими были Анна Павлова, Игорь Моисеев, Андрис и Илзе Лиепа, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, прославившие русский балет во всем мире.
История русского балета началась в середине XVIII века. А уже в начале XIX в., в 1806-м году, был открыт Домовый храм во имя Святой Троицы Императорского театрального училища (ныне – Академии русского балета имени А.Я. Вагановой). Император Александр I, одобряя его идею, сказал: «Танцы – танцами, а вера в Бога сим не должна быть поколеблена».
Балет — явление глубокое и сложное. Сам по себе танец не считается греховным. Церковь отмечает: все зависит от того, что несет в себе постановка, что задумывал балетмейстер, что вкладывает артист.
Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003 гг.) — пастырь, проповедник, автор многочисленных книг и статей о духовной жизни и православной духовности, в своих «Трудах» писал:
«Танец – это совершенное, полное, созерцательное молчание, и этот опыт приобщенности к Богу на глубинах молчания выражается в движении, в полной гармонии, в совершенной красоте».
Известно, что Николай II с Императрицей Александрой Федоровной любили посещать театр. Император ценил музыку Чайковского, высоко отзывался о балетах «Спящая красавица» и «Конек-Горбунок». В 1913-м году Николай II с дочерями смотрели балет «Дочь фараона», в котором «дивно танцевала» Анна Павлова.
«Религиозное начало, заложенное в школе, навсегда оставалось у всех балетных артистов, – писал в своей книге муж Анны Павловой Виктор Дандре. – Через много лет по окончании школы артисты – а многие уже и по окончании своей службы – продолжали посещать театральную церковь».
Лебединая песня
Анну Павлову называли "русским лебедем" — в ее исполнении зрители впервые увидели знаменитый этюд, ставший впоследствии символом русского балета.
Впервые балет Анна Павлова увидела, будучи ребенком. Ее мать, швея и прачка, отвела девочку на «Спящую красавицу». О своем детстве Анна расскажет:
«Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью... Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. "Вот ты и увидишь волшебниц". Показывали "Спящую красавицу"».
Так зародилась любовь маленькой Анны к балету. Увидев "Спящую красавицу", восьмилетняя Павлова была так поражена, что непременно захотела танцевать как Аврора, героиня балета. Через много лет она действительно исполнила эту роль.
Танцевать Павлова начинала в Императорской балетной школе, поступления куда ждала два года, до 10 лет. Атмосферу старейшей балетной школы Анна сравнивала с монастырем. С этого времени все силы и время она отдавала искусству — репетициям и спектаклям. Впоследствии и о своей личной жизни она скажет: «Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр!».
Она не отвечала тогдашним стандартам, по которым у балерины должны были быть мускулистые ноги и выраженные женские формы, тогда как Павлова была грациозна и очень хрупка. Но именно ее хрупкость и грациозность, вместе с необычайной пластикой и артистизмом стали качествами, за которые ее боготворили поклонники балета по всему миру. Именно она задала моду на новый типаж балерины. «Плоти в ней не более, чем в снежинке», – говорили о воздушном танце Павловой.
Своим триумфом ей обязаны «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Они собрали звезд балета и передовых художников-авангардистов, став явлением мировой культуры.
Юная балерина поступила в Мариинский театр в 1899 году, в возрасте 18 лет. Обладая выдающимися ролями в классическом репертуаре, Анна Павлова была названа звездной балериной уже в 1906 году в возрасте 25 лет.
Дебютной ролью в балете для Анны стала «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен-Жоржа и Петипа.
За ними последовали роли в спектаклях «Пробуждении флоры», «Волшебная флейта», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар», «Спящая красавица». Даже традиционные, привычные танцы Павлова исполняла по-своему, превращая их в шедевры.
Творческий союз Павловой с хореографом Михаилом Фокиным стал ее звездным часом. Специально для Анны основоположник классического романтического балета XX века поставил этюд на музыку «Лебедь» Сен-Санса. Впоследствии получивший название «Умирающий лебедь», этот танец прославил Анну Павлову.
Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок навели Фокина на мысль о возрождении романтического балета. Так появилась «Шопениана» – тонкая стилизация в духе изящной ожившей гравюры эпохи Тальони. Балерина исполняла главные партии в других балетах Фокина, например, «Виноградной лозе» и «Египетских ночах».
В 1907 году Павлова танцевала с труппой Михаила Фокина в Москве, и это принесло ей всероссийскую славу. Именно после этих гастролей, в качестве расплаты за денежный долг Фокин поставил для Павловой «Умирающего лебедя»
Работая вместе, Михаил Фокин и Анна Павлова черпали вдохновение в облике лебедей, обитающих в парках. В отличие от концовки Сен-Санса, раненый лебедь умирает на сцене.
Летящий арабеск Павловой вошел в историю – художник Валентин Серов увековечил его на афише к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году.
После того, как Сен-Санс увидел Анну Павлову, исполнявшую "Лебедя", он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!».
Божественный дар
В те времена Анна Павлова часто бывала в театральной церкви. Вместе с танцовщицами своей антрепризы она изготовила в дар храму ковер для богослужений. Балетмейстер Михаил Фокин, обладавший способностями к живописи, подарил училищу написанную им икону «Нерукотворный образ Христа Спасителя». Ее освятили и повесили в угол ученической спальни.
«Балет – это не техника, это душа», – говорила великая русская балерина.
«Я могу научить всему, что есть танец, но у Павловой есть то, чему может научить лишь Господь», – говорил итальянский виртуоз Энрико Чекетти.
Современник Анны Павловой, танцовщик Сергей Лифарь писал:
«С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару».
Мировая слава Павловой началась, когда, основав собственную балетную труппу балерина, отправилась на гастроли в Европу, начав со Стокгольма. Артисты объездили 4000 городов по всему миру. Так Павлова стала первой балериной, которая совершила кругосветное путешествие. Был период, когда для гастролей итальянский мастер Нинолини изготовлял для нее в год в среднем две тысячи пар туфель.
Шведский король Оскар II не пропускал ни одного представления русской танцовщицы, а в конце гастролей вручил ей орден «За заслуги перед искусством».
Рождественская история.
Анна Павловна любила Рождество и хлопоты, связанные с устройством праздника, а ее муж Виктор Эмильевич Дандре каждый год, по сложившейся традиции, занимался поиском елки.
Из воспоминаний артистки балета и педагога Марии Горшковой, хранящихся в музее имени Бахрушина:
«Был хороший зал. Елка выбиралась большая, пушистая, и поставить её надо было так, чтобы удовлетворить вкусу и требованиям Анны Павловны.
Вечер назначался в свободный от спектакля день между 25 декабря и 1 января. На вечере было угощение, - чай с горой сандвичей, конфеты, пирожные разных сортов….
Начинались танцы. Анна Павловна первой начинала вальс, и мы за ней все при горящей елке.
В антракте Виктор Эмильевич угощал гостей и занимал рассказами об индийской жизни и змеях. В заключение Анна Павловна раздавала подарки каждому гостю.
Анна Павловна этим не ограничивалась. Она обязательно хотела устроить детскую елку. Для этого собирались дети близких знакомых. После обеда Анна Павловна повела всех в зал, зажгла елку…»
Она отмечала русское Рождество и, оказавшись в северных широтах, неизменно приказывала запрячь в повозку трех лошадей, чтобы было похоже на катание по снегу на тройке.
Служение
«В разгар сезона петербургским артистам приходилось участвовать в благотворительных спектаклях по крайней мере три раза в неделю. Анна Павловна, отличаясь особой добротой, всегда принимала участие во всех благотворительных спектаклях, куда бы ее ни приглашали, и продолжала это делать и за границей», - писал Виктор Дандре в книге «Моя жена – Анна Павлова».
Дети подарили ей этот букет роз еще до того, как увидели ее выступление. Балерине приходило много писем, но лишь одно школьное сочинение привело ее в такой восторг, что она говорила о нем несколько дней. Девочка написала: «Однажды я видела фею. Ее имя – Анна Павлова…»
С 1914 года Павлова стала жить за рубежом, не забывая о родине. Не имея своих детей, после революции 1917 года балерина открыла в Париже приют для русских сирот — женский приют в Сен-Клу. Все ее воспитанницы учились или в русской гимназии, или во французских колледжах, и каждой предоставлялась свобода выбора специальности
Гениальный английский комик Чарли Чаплин, всю жизнь мечтал сделать ей предложение.
Во время Первой мировой войны Анна Павлова устраивала благотворительные спектакли в пользу Красного Креста. Соглашалась участвовать в любых спектаклях, как в больших залах, так и в самых скромных, средства от выступлений шли на госпитали и детские приюты.
Гонорары от выступлений она также отправляла в голодающую Россию. Она присылала посылки учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства жителям Поволжья.
Несколько человек, которых Анна нашла способными для обучения танцу, проживали в ее поместье. Примечательно, что в отличие от большинства дам-благотворительниц, Анна не просто жертвовала денежные средства «на сирот» и покупала им подарки, но реально контролировала, как живется детям в учрежденных ею приютах. Возвращаясь домой, в Айви-Хаус, Анна проверяла, чему в ее отсутствие научили детей, и все время до следующих гастролей лично преподавала им.
Балерина полностью отдавала себя балету и не знала отдыха. Непрерывные гастроли подорвали ее здоровье. Скончалась она именно во время гастролей. В Гааге, в возрасте 50 лет, ее сразила пневмония. Великая балерина умерла, готовясь к серии благотворительных выступлений.
«Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей», – сказала она перед смертью, показав на свое дорогое платье. По легенде, ее последними словами были: «Приготовьте мне костюм лебедя!».
Духовное наследие
Тот самый храм при Академии русского балета, где молились и Анна Павлова, и Галина Уланова, в 1998-м году был восстановлен. Настоятель церкви протоиерей Андрей Жук говорит, что и у нынешних студентов «танец всегда наполнен душой». А первая заповедь студента, согласно висящим в учебном коридоре «Начальным правилам» для учащихся 1887 года, гласит: «Начинать и заканчивать свое дело с молитвы».
Анна Павлова прославила русский балет, она сумела творчески переосмыслить уже известные партии, вдохнуть жизнь в едва не погибший классический балет. Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
На сцене КазНТОБ им. Абая (ГАТОБ) сегодня можно посмотреть не только знаменитые постановки «Спящая красавица» и «Лебединное озеро», в которых сияла великая Павлова, но и увидеть фантазию «Анна Павлова – лебедь Русского Балета», поставленную легендарным казахским балетмейстером, артистом балета – Булатом Аюхановым, которого не стало год назад.
Традиция проводить благотворительные балы жива и в наши дни. Ежегодно в конце года проходят благотворительные балы в Алматы, Астане и других крупных городах Казахстана. В этот раз алматинский бал Kazakhstan Growth Forum привлёк почти 65 млн тенге, которые направлены на поддержку ведущих социальных проектов в области здравоохранения, образования, культуры, экологии.