Полина Чихичина, АПН
Кто открывает храм для первых прихожан? Кто готовит помещение к литургии, наполняет лампады маслом и протирает иконы? Кто помогает со сбором пожертвований и убирает огарки свечей? Кажется, что все это происходит буквально по волшебству. На деле это задачи дежурного по храму и его помощников.
Невидимая работа
Крупные церковные праздники, такие, как Рождество, Пасха, Крещение, а также визиты священнослужителей из других городов – все это требует большой подготовки. Этим тоже занимаются дежурные.
В начале декабря митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посещал с архипастырским визитом города Жезказган и Сатпаев. Тогда важную, но невидимую работу по Андреевскому и Никольскому храмам выполнял человек по имени Владимир Субботин, который присутствовал, кажется, везде и сразу. Он успевал и приготовить весь необходимый инвентарь для богослужения, и помочь прихожанам, и поучаствовать в литургии.
В Жезказгане Владимир несет алтарное послушание, то есть помогает священнику в алтаре во время совершения таинств и треб, а в Сатпаеве трудится дежурным по храму.
Не попал, а очутился
Авиатор по образованию, Владимир по-настоящему воцерковился в 2012 году, ему было 37 лет. Это произошло буквально за одну неделю, когда он от корки до корки прочитал Библию. С тех пор мужчина начал ходить в храм, изучать структуру богослужения, обряды, таинства.
В алтарь доступ открыт не всем. В алтарь Андреевского храма в Жезказгане Владимир, по его собственному выражению, «не попал – а просто там очутился»:
«Как-то так сложилось, ни от кого это не зависело. Божий промысел. Я, как церковный человек, надеялся, что однажды смогу войти в алтарь. И вот однажды мы с отцом Виталием сделали дьяконник. Это такой освященный шкафчик, где хранятся книги, одежды и священные сосуды. И нужно было его занести в алтарь. Сделать это кроме меня и отца Виталия было некому. И вот он мне говорит: «Давайте, Володя, входим в алтарь». Он благословил меня, поздравил, мы занесли дьяконник».
Между Сатпаевым и Жезказганом
Свою первую литургию в Сатпаеве Владимир Субботин отслужил в качестве пономаря. Не читал апостолы, но читал записки прихожан во время панихиды. Подавал кадило, открывал завесу и царские врата, выходил со свечкой.
«Работы много у пономаря. Без него батюшке трудно литургию служить. Пономарь должен знать последовательность простых служб, где находятся священнические принадлежности, как надо ходить в алтаре… Ощущения во время первой службы – одни из самых сильных в моей жизни.
Сегодня многие уезжают из Сатпаева, преемственность по многим церковным профессиям утрачивается. Так, четыре месяца назад я очутился на еще одной должности – дежурного по храму. Сначала было очень трудно: настоятель становится для тебя своего рода начальником, все должно четко исполняться. Сейчас я уже сам не замечаю, как делаю работу по храму. Просто делаю, как дышу».
Примерное расписание дежурного по храму:
Перед Литургией
• Явиться не позже 8:15 утра
• Получить благословение священника
• Почистить снег и посыпать дорожки
• Посмотреть, нет ли мусора в храме и вокруг него
• Провести уборку
• Проверить температуру в храме.
Во время Литургии
• Помочь пожилым прихожанам
• Поприветствовать и направить к нужному человеку новоприбывших
• Следить за горящими свечами
• Следить за порядком в притворе
После Литургии
• Следить за тишиной во время Херувимской и Евхаристического канона
• Потушить свечи, лампады, заправить маслом, почистить подсвечники
• Сделать уборку
• Проверить двери и окна
Большое маленькое дело
Все, что делает Владимир, кажется обыденным, но трудно себе представить, что без этого храм сможет функционировать. Снабжение продуктами, охрана, уборка и ремонт территории – также ответственность дежурного. Владимир особенно гордится строительством и реконструкцией объектов на территории храмового комплекса: сделали водосвятную часовню, поменяли систему отопления, отремонтировали батюшкин дом изнутри, положили новую тротуарную плитку.
Сегодня Никольская церковь в Сатпаеве – это большой и красивый храм. Территория ухоженная, хоть и небольшая. Уютный клирос и кабинеты воскресной школы. Чистая трапезная. В самом храме росписи на стенах, витражи на окнах и дверях. Благодаря активной работе всех тружеников храма и прихожан территория церкви стала для местных жителей центром притяжения и отдыха.
Храм – это живой организм
Владимир работает на два города. Несмотря на то, что среди прихожан – люди разных возрастов и национальностей, такую душевность и поддержку Владимир видел только здесь.
«Мы все разные, это правда. Даже менталитеты в Жезказгане и Сатпаеве отличаются. Жезказган перестроился, а в Сатпаеве будто замер Советский Союз. Те принципы, которые действовали в СССР – в хорошем смысле – они здесь не искоренились. Поработав в православном храме, я не отгородился околицей от мира. Наоборот, я больше стал доверять другим конфессиям и нациям.
Во время своего приезда к нам владыка спускался в шахту, и он помолился не только с православными, но и с другими верующими. Он выговорил то, что было на душе у всех. А во время литургии в храме я был свидетелем того, как он совершал проскомидию (первая часть литургии, приготовление хлеба и вина для таинства Евхаристии – ред.), я стоял непосредственно рядом с ним. И, скажу я вам, как тонко он ведет службу!
Он молится от всех и обо всем. В нем столько смирения и доверия к миру. С ним так надежно, когда он рядом, хотя он такой хрупкий, его хочется оберегать. Я постоянно молюсь за митрополита. Но только во время его приезда я почувствовал, почему это надо делать.
Если бы не он, наверно, жизнь по-другому в Казахстане бы пошла. Молитва такого человека не то, что оберегает. Создает новую реальность – тоже не то выражение. Мы просто дышим по-другому благодаря ей. Меня так осенило, что своим делом я буду нести это до конца, буду передавать это знание другим».