Могила Г.А. Колпаковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Фото АПН
Евгения Морозова. Фото: АПН
Слово «кладбище» произошло от слова «класть, укладывать» - прямой намек на «место, где лежит тело». И тем не менее, кладбища - это больше, гораздо больше, чем последнее пристанище для ушедших в иной мир.
Это еще и объекты материального наследия: своеобразные музеи истории под открытым небом. Посещение кладбища предполагает, что человек – вольно или невольно - считывает информацию о значимых исторических событиях, архитектуре, жизни общества того времени, прошлых и текущих тенденциях в практике захоронения.
Но просто так, за историей, наши люди редко ходят на кладбища. Почему-то большинство испытывают некоторое смущение от «праздного» посещения мест захоронения – мол, незачем беспокоить усопших… И не задумываются, что усопших мы беспокоим гораздо чаще, чем думаем. Иной раз просто гуляя по городским улицам.
К примеру, Алматы весь стоит на кладбищах. Когда-то, еще до городской истории, тут были курганы. Некоторые сохранились до нашего времени. «Боролдайский курганный некрополь» -единственный сохранившийся на территории Алматы памятник раннего железного века. Эта настолько давняя давность кажется нам почти нереальной… Спасибо археологам, что возвращают память о том далеком времени.
О городских кладбищах XIX века могут рассказать карты Верного с названиями старых улиц. Улица Старокладбищенская (в советское время проспект Сталина, позже Коммунистический, сейчас – Абылай хана) не просто ж так носила это название: она упиралась в кладбище. Сейчас на месте старых захоронений вокзал Алматы-2. Было кладбище и в районе нынешней рощи Баума. В месте, где сейчас расположен картографический фонд. А также сохранились остатки кладбища в Малой станице и Татарке. И каждое из этих мест требует отдельного исследования, отдельного рассказа…
Было кладбище и в районе нынешнего парка 28 гвардейцев-панфиловцев. Оно, по информации некрополиста Г.А. Афонина, было третьим по хронологии в городе. Хоронили на нем до 1873 года. А потом генерал-лейтенант Г.А.Колпаковский дал указание на этом кладбище, которое город уже стал охватывать, развести лесные рощи… Хоронить перестали, а место постепенно превратилось в парк, планировкой которого занялся городской архитектор Павел Гурдэ.
Было. Фото АПН
Стало. Фото АПН
Сейчас об этом кладбище напоминают только две могильные плиты, и это, пожалуй, самые известные могилы в городе. Правда, не все знают, кто там похоронен.
Сколько версий, сколько легенд ходит вокруг этих могил!
В четвертом (или пятом?) классе мы отправились в краеведческий музей, который тогда вольготно располагался в Вознесенском соборе. А потом, гуляя по парку, наткнулись на могильные камни. И тогда я от своей учительницы услышала самую популярную городскую легенду про эти могилы: тут покоятся генерал Колпаковский и его супруга. И я так и думала несколько лет, а старшеклассницей прочитала роман Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», где писатель эту версию устами героя подтверждает, и утвердилась в этой версии. И не смутило меня, что роман - произведение художественное, а писатель имеет право на вымысел…
А уточнить было негде – интернета тогда еще не было, а научно-историческая литература на эту тему мне не попадалась. Потом я отправилась учиться в Ленинград, познакомилась там с семьей историков (папа – художник-реставратор, тогда занимался реставрацией Храма Спаса на Крови, мама – искусствовед, сын – археолог), которые взяли надо мной, студенткой-землячкой, культурное шефство. Они и провели меня по местам Ленинграда, которые так или иначе связаны с Алма-Атой (так тогда назывался Алматы). И в одном из мест этой необычной экскурсии, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, я увидела могилу Колпаковского… Он скончался 23 апреля 1896 в Петербурге. А из нашего города уехал в 1889 – его назначили членом Военного Совета. Так что быть похороненным в нашем городе он попросту не мог. Но, видимо, слишком значительная это была фигура для Верного, что придумали горожане легенду.
А он действительно был человеком незаурядным – военный губернатор края, блестящий стратег, умный, грамотный человек, благодаря энергии которого город Верный во многом состоялся. В 1885 году Колпаковский был произведен в полные генералы. Современники сравнивали его с Багратионом - он один из очень немногих полных генералов в российской истории, не имевший специального военного образования и дослужившийся до такого чина начиная с рядового. А еще он имел все ордена царской России, вплоть до ордена Святого Александра Невского с бриллиантами.
Семиреченцы были очень благодарны ему за развитие края, и его именем впоследствии были названы села Герасимовка и Колпаковское в Семиречье, ледник в хребте Терскей Алатау, городское верненское училище и даже виды растений (тюльпан Колпаковского, всем алматинцам хорошо известный – он по весне покрывает золотом близлежащие предгорья и степи). Герасим Алексеевич, кстати, был почетным членом географического общества России и оказывал большое содействие разного рода научным экспедициям.
Вот такой был удивительный человек.
А еще именем Колпаковского в городе Верном была названа улица Соборная. Улица была одной из центральных, сейчас это Парк 28 гвардейцев-панфиловцев). В советское время - проспект Ленина, сейчас – Достык. Улица и в те годы упиралась в парк, нынешний Парк 28 гвардейцев-панфиловцев. А в те далекие годы парк назывался Соборным.
И все алматинцы парк этот знают, там находится одна из ярчайших достопримечательностей города – Кафедральный собор. Это уникальный памятник деревянного зодчества, он является ярким образцом сейсмостойкого сооружения, включен в перечень памятников культуры и истории Казахстана.
Но Соборным парк называли еще до того, как там было построено это великолепное здание.
Необходимость строительства собора появилась еще во второй половине 19 века – город рос, к тому же в 1871 году была основана Туркестанская епархия Русской Православной Церкви. Новая епархия расположилась на землях нынешнего современного Южного и Западного Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, а центром ее стал город Верный. И тогда принимается решение о строительстве нового кафедрального собора вместимостью 1500 человек. По поводу строительства собора несколько лет велась обширная переписка с «центром», был разработан проект и смета – и к этому делу так и ли иначе приложили силы и таланты почти все архитекторы города того времени. В конечном итоге, в 1903 году в Санкт-Петербурге Святейший Синод утверждает скорректированный и дополненный инженером А.П. Зенковым проект К.А. Борисоглебского и новую смету к нему. Закладку храма освятили в конце сентября 1903 года, при этом присутствовал епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий. В начале 1904 года сформировался Комитет по строительству нового собора. И наконец-то в 1907 году храм был возведен. Кафедральный собор пережил страшное землетрясение 1910 года, устоял, только немного покосился один из крестов...Пережил лихое время смены эпох, был музеем, галереей, концертным залом. И опять вернул себе свое высокое предназначение – служить храмом.
А вот Станичное кладбище, когда-то существовавшее в западной части парка, к концу 19 века уже прекратило свое существование. Только вот эти две могилы стояли. После революции таблички с именами были сбиты, и очень быстро люди забыли, кто там похоронен…
Уже в наше время историческим расследованием занялись краеведы и исследователи. Николай Ивлев, Владимир Проскурин, Алоис Назаров, Неля Букетова в разное время занимались этим делом и писали о нем.
Была версия, что в могилах упокоены дочь Колпаковских Александра Базилевская и ее сын-младенец, умершие во время родов. Но документов, подтверждающих это, не было.
Большинство исследователей городской истории отталкивалась в изучении «могильного» вопроса от писем генерала Колпаковского к верненскому архитектору Павлу Васильевичу Гурдэ, считая их косвенными доказательствами этой версии. Цитирую:
«Оба мы, жена и я, проникнуты величайшей к Вам благодарностью за принятие мер к расположению Соборного парка так, чтобы могилы наших детей остались неприкосновенны и находились в стороне от аллей среди густой зелени…».
Алоис Назаров и Неля Аубакировна Букетова пошли дальше в своих расследованиях. Копались в церковных метрических книгах, сверяли разрозненные данные. Выяснилось, что дочь Колпаковских Александра, которая по версии большинства умерла при родах, на самом деле жила долго и счастливо, много лет после даты своей «смерти», указанной на могиле. И в 1910 году точно бы ла жива – ее подпись стоит на документах того времени. Следовательно, в могиле похоронена другая дочь, логично предположила краевед.
И скорей всего, это была Леонилла. Она родилась 2 января 1859 года в укреплении Верное, а умерла 1 ноября 1860 года. И похоронена была на кладбище при укреплении Верном. Этого кладбища уже давно нет.
«А теперь, с Вашего позволения, моя версия. Мы знаем, что западная часть парка была кладбищем. Но еще задолго до возникновения города (1867 г.) там уже не хоронили. Когда умер внук Г.А. Колпаковского Владимир, я думаю, что губернатору сделали исключение и разрешили похоронить его в парке, в уединенном месте. Но так, как правильно пишет Назаров, общеизвестна практика хоронить рядом родственников, то, я думаю, что Леониллу со старого кладбища близ крепости перезахоронили в парке. Возможно, что это кладбище было уже заброшено и других вариантов сохранить дорогую могилу у Колпаковского просто не было», - пишет Неля Аубакировна Букетова.
Еще одна цитата из письма Колпаковского подтверждает эту версию: «…Позвольте принести от себя и от жены глубокую признательность за выраженную готовность исполнить нашу усердную просьбу об исправлении скромных памятников над могилами наших дочери и внука».
Вот такая история…
Уже в наше время, лет 10 тому назад, скромный уголок парка решили преобразить. Старые могильные камни прикрыли новыми, поставили между ними каменный православный крест, а рядом - мусульманский полумесяц. Стало чисто и красиво. Но именно этим «облагораживанием» был уничтожен налет времени, историческая правда самих надгробий, считает некрополист Афонин:
«Практически полностью утрачен их первозданный вид, рельеф окружающей местности и оформление (чугунные столбы и цепи, окружавшие надгробия по периметру). Сами памятники покрыли гранитными плитами, которых никогда там не было, и которые никак не гармонируют с материалом, из которого изготовлены сами надгробия, что полностью уничтожило исторический облик и историческую ценность этих камней – единственных сохранившихся артефактов некрополя города Верного»…
Коротка память человеческая…
Источник - KP.KZ