Министерство, в свою очередь, подчеркивает, что проект направлен на упрощение регулирования и защиту водных ресурсов. Однако участники пресс-конференции заявили о необходимости более глубокого анализа предложений, чтобы избежать негативных последствий. Экоактивисты напомнили о трагедии в селе Акжар в 2015 году, когда, по их словам, нарушение границ водоохранной полосы привело к разрушению домов и гибели людей, а также о сильном паводке на реке Есентай в декабре прошлого года.
Манипуляции с реками и их последствия
Анара Тлеулесова, заместитель председателя Национального водного партнерства РК, начала с детального анализа поправок. Особое внимание она уделила пункту 4 статьи 76, где говорится о возможностях пересмотра границ водоохранных зон и полос при «естественном или искусственном изменении границ водного объекта».Анара Тлеулесова, заместитель председателя Национального водного партнерства РК, независимый эксперт по водным ресурсам.
«Слово "искусственного" надо исключить, – заявила Тлеулесова. – Искусственного — это значит, что кто куда хочет любой ручей, любую речку будет поворачивать. А если мы повернем любой ручей, любую речку, мы поменяем режим водного объекта. У каждого ручья, родника есть свой микроклимат, от истока до устья, также еще имеется свой подрусловой исток. Значит, мы поменяем подрусловой исток, получится так, что истощаться будут подземные воды, которые внизу, потом вот эта флора и фауна, которая развивалась от истока до устья, она будет уничтожаться».
Кроме того, Анара Тлеулесова обратила внимание на проблему сброса карьерных вод.
«Шахтные карьерные воды имеют при себе тяжелые металлы и чаще всего радиоактивный ель. Это вот статья 40 по поводу сброса на рельеф местности», — подчеркнула она, называя такие меры недопустимыми.
Противоречивые статусы: дома в водоохранных зонах
Салтанат Ташимова, экоактивистка, сосредоточила свое выступление на пункте 5 статьи 120, который, по ее мнению, создает опасный прецедент для узаконивания не только уже существующих построек, но и тех, которые могут быть возведены в ближайшем будущем до вступления нового кодекса в силу.Салтанат Ташимова, экоактивистка
Активистка привела конкретные цифры и объяснила причины своей обеспокоенности.
«Почему мы против этой поправки в 120-ю статью, пункт 5-й? Эта поправка ограничивает полномочия статьи 77, пункт 3. В чем она ограничивает? Она легализует все постройки, которые были незаконно построены с 2009 года по настоящее время и, что самое страшное, в дальнейшем (новые дома – прим.) тоже будут легализованы. Потому что в этой поправке говорится, я сейчас зачитаю цитату: "Данная статья не будет распространяться на здания и сооружения, возведенные, или по которым разработаны или будет заказана разработка проекта строительства, или реконструкция в пределах границ водоохранных полос, установленных до введения кодекса", то есть до 2025 года… Ну, вы знаете, у нас какая коррупционная составляющая. У нас вполне могут наши местные органы задним числом сделать и сказать: "А у нас в 2025–2024 была разработка уже, поэтому мы строим по этой разработке". Вы представляете, какое количество зданий будет построено, легализовано вот этой поправкой? Мы категорически против этой поправки. Это просто преступление, мы считаем», — заявила Ташимова.
Активистка пояснила, как увеличение границ водоохранных зон в 2009 году повлияло на статус построек. А также предложила создать независимую комиссию для проверки всех объектов, находящихся в водоохранных зонах:
«По данным управления урбанистики, цифры показывают 14 тысяч зданий. Вы представляете, сколько незаконных строений было построено с 2009 года? Почему считают эту дату 2009? Потому что в 2009 году увеличена водоохранная полоса до 35 метров. Она раньше была 20 метров, поэтому те дома, которые построены в этих 15 метрах, они как бы не виноваты, они были узаконены. Теперь получается, что с 2009 года увеличена водоохранная полоса до 35 метров. И все эти здания, вот 14 тысяч, они будут легализованы».
Ответ Министерства: разъяснение спорных норм
Министерство водных ресурсов в своем разъяснении подчеркнуло, что проект нового Водного кодекса еще обсуждается, а предложения рабочей группы мажилиса будут учтены: «В первую очередь, подчеркиваем, что озвученная норма на данный момент еще не рассматривалась и не обсуждалась рабочей группой мажилиса парламента по рассмотрению проекта Водного кодекса. И предложения рабочей группы будут учтены».
Ведомство напомнило, что пункт 5 статьи 120 по сути дублирует уже существующую статью 145-1, введенную в 2009 году. Тогда она была разработана как вынужденная мера из-за слабых темпов установления водоохранных зон:
«В 2009 году в Водный кодекс была внесена статья 145-1, основная суть которой сводилась к тому, что на здания и сооружения, которые на момент установления водоохранных полос оказались в их границах, не распространяется запрет в эксплуатации при условии, что они были возведены до 1 июля 2009 года.
Это была вынужденная мера, в связи с тем, что процесс установления водоохранных зон и полос проходил слабыми темпами, а процесс хозяйственного освоения земель вблизи водных объектов шел безостановочно. Таким образом, данная поправка предполагает, что те постройки, которые были построены законным образом в период, когда водоохранные зоны и полосы еще не были установлены, могут там же и располагаться, при наличии организованной централизованной канализации, иной системы отвода и очистки загрязненных сточных вод или устройств водонепроницаемых выгребов с обеспечением вывоза их содержимого».
Также министерство уточнило АПН как будут проверятся такие объекты, после вступления в силу нового Водного кодекса:
«Вопрос проверки наличия централизованной канализации и иной системы отвода или устройств водопроницаемых выгребов с обеспечением вывоза их содержимого в пределах водоохранных полос будет рассмотрен уполномоченным органом (Бассейновыми инспекциями по регулированию, охране и использованию водных ресурсов) в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), в т.ч. пункта 5 статьи 144 Кодекса, на оснований обращений физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований».
После пресс-конференции МВРИ РК также выпустило релиз, где первый вице-министр водных ресурсов и ирригации Болат Бекнияз рассказал о преимуществах нового Водного кодекса:
«Проект нового Водного кодекса включает такие нововведения, как создание Национальной информационной системы водных ресурсов, разработка бассейновых и генеральных планов охраны водных ресурсов, внедрение норм экологического стока для поддержания экосистем водных объектов. Эти меры направлены на улучшение управления водными ресурсами и сохранение экологии в условиях меняющегося климата. Документ расширяет регулирование использования водных объектов, включая нормы охраны малых водоемов, водно-болотных угодий и ледников. Впервые вводятся положения, направленные на сохранение биоразнообразия и предотвращение высыхания рек и других водоемов».
Также он отметил, что основная цель проекта нового Водного кодекса — достижение и поддержание безопасного уровня использования воды, позволяющего развивать экономику, улучшать условия жизни граждан и сохранять окружающую среду:
«Мы делаем акцент на адаптацию к изменению климата и введение принципов экономии воды. Это особенно важно для сохранения экосистем и предотвращения угрозы дефицита воды в стране».
Что будет дальше с кодексом?
На данный момент проект нового Водного кодекса находится на стадии обсуждения. Рабочая группа занимается анализом положений, вносит изменения и учитывает замечания экспертов. После этого документ поступит в парламент, где депутаты мажилиса и сената продолжат работать над текстом.Но даже после прохождения парламентских этапов у президента остается право отправить проект на доработку. Этот процесс оставляет возможность для внесения изменений, которые помогут сбалансировать интересы экологии и экономического развития. У общества еще есть время внести свои предложения и добиться изменений, которые помогут защитить экологию и избежать будущих жертв несовершенства законодательства.