На днях казахстанцы были шокированы чередой жестоких событий, выложенных в сеть. Это и избиение подростка в Казалы и расчленение женщины в Алматы. И вновь проявилась не менее печальная тенденция: некоторые СМИ принялись с наслаждением смаковать подробности трагедий.
В самом деле создается впечатление, что отечественная пресса все больше состоит из помеси жестокости, «желтухи» и порнографии. С одной стороны, это оправдывается запросами читателей и погоней за просмотрами. С другой – не формируются ли запросы с помощью подаваемой информации?
Как отмечает журналист и депутат Мажилиса VIII созыва Сергей Пономарев, людям всегда были интересны «жареные» факты о пугающих событиях. Однако, признает он, в последнее время сотрудники медиа действительно потеряли ощущение этических границ.
Понятно, что спокойные материалы мало волнуют публику. Но, считаю, журналисты переходят грань, не понимая, что есть внутренняя этика, есть определенные красные флажки. Нельзя вываливать на зрителей и читателей столько негатива: отрезанные головы, гибель людей в кадре и так далее. Особенно грустно, когда показывают детей, ставших жертвами педофилии. К тому же журналистов всегда учили перепроверять информацию, а сейчас нередко за истину подаются лживые факты.Сергей ПономаревПри этом, считает депутат, вводить какое-то дополнительное цензурирование на законодательном уровне не имеет смысла – в Казахстане и так есть довольно строгий Закон о СМИ.
Проблему можно решать работой внутри коллективов путем воспитания. Старшие журналисты должны объяснять молодому поколению коллег этические аспекты их работы. То же самое должно происходить и на кафедрах журналистики в вузах.Сергей Пономарев
По мнению другого известного журналиста Марата Асипова, цензура пользы не принесет, а ситуацию в итоге разрешит сам рынок медиа.
Об этом говорилось много раз, принимались различные кодексы этики, но толку это не дает. Считаю, что это все - разговоры в пользу бедных. И если начать регулировать сайты, то публика уйдет в соцсети. С другой стороны, мы видим, что соцсети начали жестко регламентировать запрещенный контент, блокируя пользователей и отключая огромные паблики. Получается очень просто: сейчас ни один сайт не может существовать без страниц в соцсетях. А передовые соцсети блокируют жестокий контент и банят авторов. Значит, и СМИ придется подгонять свой контент под требования социальных сетей. У меня была фотография этой отрезанной головы несчастной женщины без блюра. Но я не стал ее публиковать, потому что это уже перебор. При этом я уверен, что тот, кто захочет это увидеть, и без меня найдет фото. Потому считаю, что рынок средств массовой информации сам все расставит на свои места.Марат Асипов
С коллегами не согласен журналист Андрей Зубов, считающий, что уже нечего ждать – пора действовать.
Instagram и Facebook уже ввели цензуру на распространение контента с жестокостью, может и казахстанским СМИ пора? Понятно, что нельзя молчать о подобных происшествиях, однако и смаковать их в погоне за просмотрами – за гранью добра и зла. Тот же Facebook забанил меня за слова «публично выпороть», сказанные в адрес некоего педофила, увидев в этом призыв к насилию. И это, по большому счету, правильно. Вот, например, за маты на улицах ввели крупные штрафы. Почему же тогда не ввести запрет на мат в средствах массовой информации, которые даже перестали «запикивать» нецензурные слова в публикуемых роликах? Государство же, тратя гигантские деньги и на информационный госзаказ, который никто не читает, совершенно не занимается привитием гуманистических идей, национальной идеи, здорового образа жизни, воспитанием населения – в первую очередь молодежи.Андрей Зубов
Также Андрей Зубов рассказал о третьем ежегодном конкурсе Nevsky Award, который в этом году впервые приобрел международный статус благодаря поддержке Академии журналистики Казахстана. Он подчеркнул важность этой премии для журналистов и СМИ, активно освещающих темы межрегионального согласия, культурных и исторических ценностей, а также взаимоотношений между народами. Зубов отметил, что цель Nevsky Award - возрождение гуманистических ценностей в журналистике в условиях современных вызовов. В данный момент проводится прием заявок на участие в конкурсе, а церемония награждения состоится осенью в Алматы.
Отметив такую разность в мнениях опытных казахстанских журналистов, мы решили привлечь в качестве третейского судьи модную нейросеть. ChatGPT склонен «думать», что избавить СМИ от культа жестокости могут лишь сами потребители контента.
«Жестокий контент в СМИ может быть пугающим, тревожным и даже травматическим для зрителей. Однако заставить СМИ перестать публиковать жестокий контент не так просто, поскольку это может противоречить праву на свободу слова и свободу прессы. Но есть несколько способов, которые могут помочь ограничить количество публикаций жестокого контента.
- Попробуйте связаться с редакцией и выразить свою озабоченность по поводу публикации жестокого контента. Возможно, они прислушаются к вашим обращениям и будут более бережно относиться к этому вопросу в будущем.
- Если вы считаете, что определенное СМИ слишком часто публикует жестокий контент, вы можете попробовать организовать кампанию на изменению такой практики. Например, можно создать петицию, которая призывает к снижению количества публикаций жестокого контента в СМИ, и поделиться ею в социальных сетях.
- Важно понимать, что СМИ склонны публиковать то, что привлекает внимание и вызывает интерес у зрителей. Если жестокий контент пользуется большим спросом, СМИ могут продолжать его публиковать. Поэтому, мы можем повлиять на СМИ, изменив спрос на жестокий контент.
- Кроме того, вы можете выбирать СМИ, которые не публикуют жестокий контент, и поддерживать их. Это может поощрить другие СМИ пересмотреть свою практику.
- Если вы считаете, что определенный контент является незаконным или нарушает нормы морали, вы можете пожаловаться на него в органы правопорядка. Однако важно помнить, что такие жалобы должны быть обоснованными и основанными на фактах»,
- гласят рекомендации искусственного интеллекта.
И вместо эпилога. На днях депутат Мажилиса Аманжол Алтай предложил ввести запрет на пользование TikTok для несовершеннолетних казахстанцев. Он уверен: популярная соцсеть делает подростков жестокими.
«Смерть школьника в Туркестане, которая потрясла нас, аморальное поведение подростков, пинавших впавшего в кому от сильных ударов ребенка в Казалы, жесткое избиение девушки в Усть-Каменогорске — вот основные причины моей тревоги сегодня»Депутат Мажилиса Аманжол Алтай
Источник - dknews.kz