
АПН продолжает исследовать актуальную тему – религиоведение в Казахстане. На прошлой неделе мы поговорили с профессором кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби Нагимой Байтеновой, которая ответила на важные вопросы о религиоведении. Сегодня беседу продолжает декан факультета философии и политологии, кандидат философских наук, ассоциированный профессор Бекжан Мейрбаев. Мы поговорили об актуальности религиоведения в современном мире, а также о роли религиоведения в межконфессиональном согласии.
Инструмент против радикализации
– Расскажите о специальности – религиовед. Почему она сегодня считается важной?– Религиоведческое образование в Казахстане становится все более актуальным, особенно на фоне современных вызовов, связанных с поиском молодежью ответов на вопросы о смысле жизни и духовности. Это образование помогает углубить знания о религиях, их учениях и практиках, а также научить различать умеренные и радикальные формы вероучений. В условиях растущей религиозной плюрализации и увеличения числа новых религиозных течений, религиозная грамотность становится необходимым инструментом для предотвращения радикализации.

профессор Бекжан Мейрбаев
Я бы хотел отметить, что в конце уходящего года в нашем Казахском национальном университете имени аль-Фараби случились важные события. Во-первых, это 90-летний юбилей университета. Также мы отметили 25 лет со дня открытия образовательной программы «религиоведение» и 10 лет со дня открытия специальности «исламоведение» на факультете философии и политологии. Этим событиям мы посвятили научную конференцию, которая прошла в Алматы. Такие конференции играют ключевую роль в актуализации религиоведческого образования. Они предоставляют площадку для обсуждения важных проблем, связанных с религией и ее ролью в обществе, и помогают повысить уровень религиозной грамотности среди студентов, исследователей и широкой общественности.
– В чем вы видите важность такого события?
– Благодаря таким мероприятиям удается обменяться знаниями и практическим опытом, что способствует формированию критического восприятия религиозных идей, лучшему пониманию религиозной толерантности и укреплению межрелигиозного диалога. Все это способствует снижению уязвимости общества к экстремистским идеологиям и помогает создавать гармоничное, стабильное и открытое общество.
Казахстан, будучи страной с многонациональным населением, сталкивается с необходимостью уважения и координации различных религиозных традиций.
Важным вопросом остается гармония и диалог между различными конфессиями; и вопросы экстремизма и радикализации, которые на фоне глобальных тенденций к радикализации отдельных групп требуют особого внимания по предотвращению распространения крайних идеологий.
Важной задачей является также организация эффективной профилактической работы против экстремизма в молодежной среде. Отдельного рассмотрения требуют проблемы, связанные с легитимацией религиозных общин, их правовым статусом и государственным регулированием. Они могут вызывать конфликты как внутри самих общин, так и в обществе в целом.
Религия и поиски смысла
– Сложной остается задача интеграции религиозных ценностей в социальную политику, учитывая традиции и современные реалии. Важным для дискуссии остается вопрос – как религия может способствовать социальной сплоченности или, наоборот, способствовать разобщенности.Вопросы интеграции религиоведческого и/или религиозного образования в систему общего и высшего образования, а также влияние религиозных убеждений на педагогический процесс обсуждаются в свете необходимости формирования толерантности и уважения к другим культурам.
– Мы уже говорили с профессором Нагимой Байтеновой о роли государства в вопросах религиоведческого образования. Можете ли вы оценить эту роль и ее важность? Какое практическое значение для светского государства оно имеет?
– Государство активно участвует в развитии религиоведческого образования в Казахстане, осознавая его ключевое значение для поддержания стабильности в многоконфессиональном и многокультурном обществе.
Государственное участие в религиоведческом образовании в Казахстане имеет несколько ключевых аспектов и значений. Во-первых, это формирование толерантности и межконфессионального диалога. В многонациональном и многоконфессиональном обществе, как Казахстан, важно развивать уважение и понимание между различными религиозными группами. Религиоведческое образование способствует формированию толерантности, что помогает предотвратить конфликты и способствует социальной гармонии.
На данный момент мы видим, что образование в области религиоведения может служить инструментом для предотвращения радикализации молодежи. Понимание различных религиозных традиций и критическое мышление помогают молодежи противостоять экстремистским идеологиям.
Поддержка религиоведческого образования со стороны государства способствует развитию научных исследований в этой области, что, в свою очередь, помогает лучше понимать религиозные процессы и их влияние на общество.
Участие государства в религиоведческом образовании в Казахстане имеет и важное практическое значение для обеспечения стабильности, безопасности и гармонии в обществе, а также для поддержания принципов светскости и прав человека. Это образование способствует формированию гражданского общества, способного к конструктивному диалогу и уважению к религиозному многообразию.
Между современным и традиционным
– Какое влияние оказывает религиозный фактор на общество в целом и молодежь в частности?– Религиозный фактор играет важную роль в формировании социально-культурной ситуации в Казахстане. Наше общество отличается многообразием религиозных традиций, включая ислам, православие, другие конфессии христианства, а также различные новоявленные религиозные движения. Религия является мощным инструментом социальной идентичности, и ее влияние на культуру, моральные нормы и повседневную жизнь сложно переоценить.
С одной стороны, религия способствует укреплению социальной гармонии, уважению традиций и духовных ценностей. Многие религиозные общины активно участвуют в социальной жизни, предоставляя помощь нуждающимся, организуя культурные и образовательные проекты.
С другой стороны, религиозный фактор может вызывать напряженность в случае недопонимания или недостаточной осведомленности о различных течениях. Это подчеркивает важность межрелигиозного диалога и религиозного образования, которые способствуют снижению конфликтности и укрепляют социальную стабильность.
Религия играет важную роль в формировании идентичности отдельных людей и целых сообществ. Для многих казахстанцев религиозные ценности служат основой для морального и этического поведения, что сказывается на социальных нормах и традициях.
Религиозные обряды, традиции и праздники являются важной частью культурной жизни страны. Они не только укрепляют социальные связи внутри общин, но и способствуют сохранению культурного наследия.
Религия может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на молодежь. С одной стороны, она может служить источником моральных ценностей и социальной поддержки, с другой стороны, некоторые религиозные идеи могут способствовать радикализации и экстремизму.
В связи с глобальными тенденциями секуляризации и модернизации, религия сталкивается с вызовами, связанными с изменением роли религиозных институтов и практик в жизни общества. Это может привести к конфликту между традиционными и современными ценностями.
Религиозный фактор оказывает многостороннее влияние на социально-культурную ситуацию в Казахстане, что требует внимания к вопросам диалога, толерантности и интеграции религиозных ценностей в жизненное пространство страны.
– Помогает ли религиоведческое образование решать эти вопросы – вызовы времени, связанные с повышением интереса к духовной сфере?
– Религиоведение и исламоведческое образование играют ключевую роль в предотвращении межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
В Казахстане, где сосуществуют представители различных этносов и религиозных конфессий, важно не только уважать культурные различия, но и понимать глубину духовных традиций. Образование в области религоведения помогает развить это понимание и формирует толерантность, открытость и уважение к религиозным и культурным особенностям других людей.
Ключевым моментом является то, что религиоведение учит не доказывать истинность какой-либо религии, а видеть в религиозных практиках не только различия, но и общие ценности, такие как мир, уважение к человеку и его правам.
Это является основой для предотвращения межрелигиозных конфликтов, подходя к изучению религиозных явлений или феноменов используя научные методы исследования с объективным подходом, избегая предвзятости и дискриминации, соблюдая баланс между светскими и религиозными принципами.
Исламоведение против искажений
– Религиоведческое образование помогает также выстраивать механизмы мирного сосуществования и сотрудничества между различными группами, что способствует общей социальной стабильности и безопасности.Как я отметил в начале беседы, особое значение имеет празднование 25-летия специальности Религиоведение в нашем университете. За этот период наш факультет добился больших успехов в подготовке специалистов и внес свой вклад в научную и духовную жизнь страны. Всего за 1999-2024 годы по образовательной программе «Религиоведение» окончили 480 выпускников.
Хотелось бы особо отметить заслуги известных ученых, которые внесли большой вклад в становление религиоведческой науки и религиоведческого образования. Это профессор Муханмадияр Серикбекович Орынбеков (советский и казахстанский философ, историк религии, прм. авт), а также ученый, философ Билим Кайнелевич Кудайбергенов. В дальнейшем подготовку и воспитание специалистов-религиоведов продолжили ученые: профессор Н. Ж. Байтенова, К. М. Борбасова, К. А. Затов, Б. К. Бейсенов, Ш. С. Рысбекова, А. Д. Курманалиева. Я бы хотел их отметить.
Особое значение в данном контексте имеет исламоведческое образование, так как ислам является религией почти 70% жителей Казахстана.
В 2014 году по инициативе заведующей кафедрой, доктора философских наук, профессора Курманалиевой Айнуры Дурбеленовны была получена лицензия на новую специальность «Исламоведение» и начата подготовка специалистов. Количество выпускников, окончивших образовательную программу исламоведение в 2014-2024 годах – 65.
Преподавание истории ислама, его теологии, философии и культурных особенностей помогает избежать искажений и стереотипов, способных привести к конфликтам. Понимание традиционного ислама, его умеренности и социальной роли способствует формированию более взвешенного и критического взгляда на радикальные течения, уменьшая риск их распространения.
Обложка: freepik