Недавно начальник посмотрел на меня пристально и неожиданно спросил: «Вот Вы отправляете людей в командировки… А сами куда поедете?» Я подскочила от неожиданности и, мельком глядя на список запланированных к посещению городов, выпалила: «Уральск».
Давно хотела посетить этот город, так как мои корни от прадедов растут где-то из предгорий Урала. И вот – лечу впервые за последние пару лет. Учитывая недавно открывшиеся после строгого карантина воздушное сообщение по стране, этот «нелетный» период кажется затянувшимся намного дольше.
Два с половиной часа перелета изучала карту города и наиболее посещаемые места, которые рекомендуют путешественники. Но когда уже ехала в город из небольшого по алматинским меркам аэропорта, то, переезжая по огромному мосту через обмелевший Урал, решила плюнуть на рекомендации. Настолько меня захватила картина широкой и спокойной воды с едва заметными фигурками рыбаков на берегу.
У города на Яике (так раньше назывался Урал) богатейшая история. До 1775 года Уральск носил название Яицкий городок (упоминается в истории с 1584 г.), сейчас официальное имя административного центра Западно-Казахстанской области – Орал. А вот река Яик стала Уралом, а город, соответственно, Уральском по указу императрицы Екатерины I в 1775 году, после разгрома восстания Емельяна Пугачева. Город омывают три реки, в названиях и внешнем виде которых я поначалу путалась: Урал, Чаган и Деркул.
Обращаюсь к вики-информации: город с населением около трехсот тысяч жителей расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган (или Шаган), в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Шагана — река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом – поселком Деркул. Побывала я и в пригороде, но об этом позже.
Стандартные городские высотки (а строят их не выше 12 этажей) мало чем отличаются от высоток любого среднестатистического города, кроме одного: уральцы очень любят яркие цвета. Это отражается на внешнем виде всех без исключения городских строений. Фавориты – оранжевый, лиловый, ярко-красный.
Минуя веселенькие высотки окраины, взгляд упирается в скромный домик неизвестной архитектуры, и только даты на вензеле фасада указывают на одну из ярких дат советской истории – 1956 год. Тут пришло понимание, что впереди меня ожидает множество личных архитектурных открытий. На протяжении всех дней пешего и автомобильного путешествия по Уральску я не выпускала мобильник из рук.
Широкие улицы, минимум движения по алматинским меркам очень радовали до момента въезда в центр. Здесь улицы заполнились городским транспортом, и перед глазами всплыли величественные минареты казахской мечети. К слову, в Уральске две мусульманских мечети –казахская и татарская, с различными архитектурными стилями. Мимо татарской проезжала несколько раз, но поймать в объектив все строение никак не удавалось.
При подъезде к гостинице я заметила золотой блеск куполов православного храма. Его так и называют в народе – золотой. Компактный и ажурно-пряничный издалека, вблизи он показался еще милее и игрушечнее. Но прогулку к нему я отложила на другое время.
Несколько слов о гостинице: уральцам еще непривычно, что в городе появились гостиницы американского типа апартаментов. Не знаю, как много таких гостиниц, но устроены они очень современно, приятно и удобно. Так, в моем распоряжении оказался двухместный номер с кухонной зоной, полностью оснащенный необходимой утварью и посудой. Заварить себе вечерний кофе по-домашнему после длинного командировочного, насыщенного плотными встречами дня, было приятно. Особенно когда на столе увидела заботливо оставленную для гостя пачку свежайшего и вкуснейшего печенья – к чаю.
Следующее утро началось с пешей прогулки к храму Христа Спасителя с золотыми куполами. Однако открылись они мне не сразу.
С первой зарубежной поездки я приобрела авантюрную привычку теряться в незнакомых городах. При этом приобретала новые незапланированные впечатления, маршруты и дух приключений. В Уральске случилось то же самое. Как можно заблудиться, если от гостиницы до храма – два квартала пешком, рассудила я и отважно назначила встречу возле церкви. Повернула за угол. И пошла в правильном с моей точки зрения направлении. Шла и шла, квартал сменял квартал, прохожие спешили по своим делам. Я рассматривала разные дома. Особое почитание горожан, вероятно, вызывают стоматологии – так много стоматологических кабинетов на одной центральной улице я еще не встречала. Магазинчики прилеплены тесно друг к другу. Некоторые вывески мне показались весьма остроумными. Специально для наших малых коммерсантов сняла парочку.
В чувство привел звонок. Мои спутники тревожились, где я. Покрутив головой и на всякий случай переспросив сидящих на лавочке стариков, куда мне теперь повернуть – вверх или вниз, я увидела их недоуменные лица и выслушала объяснения, что нужно возвратиться назад. Уже на обратном пути я обрадовалась, увидев, что и в Уральске любят муралы – один из них совершенно случайно обнаружила на стене пятиэтажки. А еще ближе к месту встречи возликовала, увидев альтернативу мурала. Наверное, годов шестидесятых прошлого века. Расположен этот «мурал советских времен» – панно из мозаики – на стене здания министерства внутренних дел. Выполнено на совесть: ни одна мелкая плиточка монументальной мозаики не отвалилась до сих пор и не испортила прекрасные картины трудовой жизни народа.
Уже на бегу отмечала возникающих то тут, то там в сквере белоснежных «троллей» и каркасные фигуры коней, которые наверняка очень красиво подсвечивают розовую клумбу в вечернее время.
Если говорить о трудовых буднях уральцев, то карантинный режим резко подкосил всю деловую жизнь в этом неспешном городе. Стоят промышленные предприятия, не работают парикмахерские и барбершопы. На вопрос: «На какие средства живут уральцы?» – многие упоминают официальное карантинное «пособие» в 42 500 тенге. Кого-то спасает усадебное и дачное хозяйство: своя картошечка, выращенные помидорки-огурчики и капуста, всевозможные фрукты и бахчевые. Улицы старого города – это, кстати, дома с огородиками, особнячки, подавляющее большинство которых – образчики старинной архитектуры.
Заброшенные промышленные здания все еще хранят присутствие людей, но в то же время некоторые уже выглядят призраками. Как, например, приборостроительный завод.
Особое место в городе занимают купеческие особняки. Мощные, кряжистые, построенные основательно, на века. Самый известный из них – особняк купца Карева. Самое высокое на то время здание было построено в 1900 году. В Уральске до сих пор живет неподтвержденная легенда о том, что Карев построил его на спор. Как-то, распивая чаи на балконе дома Овчинникова с его хозяином, Карев пообещал, что сможет застить тому солнце, построив напротив более монументальное здание. Горожане до сих пор называют красивый кружевной особняк именем его прежнего хозяина. Сейчас в нем располагаются торговые дома и бутики.
На местном старинном кладбище также сохранилось довольно скромное каменное надгробие Карева, самого богатого купца города. Мне удалось разыскать его рядом с небольшим и очень светлым кладбищенским храмом. Это церковь Преображения Господня, она была построена в 1888 году на частные пожертвования. К сожалению, в храм мне попасть не удалось – был закрыт по причине карантина. Но само кладбище с его старинными надгробиями было заложено более двухсот лет назад. И хотя с 1985 года кладбище официально закрыто, наверняка, любителям старины будет интересно посмотреть на старинные надгробия, многие из которых чуть ли не произведения искусства.
Если мимо особняка Карева я проезжала несколько раз и делала снимки из машины, то перед этими двумя зданиями попросила водителя остановить машину и выпрыгнула чуть ли не в открытое окно.
Благодаря маленькой мемориальной доске удалось определить частичку истории заброшенного здания. Впрочем, содержание доски не особо примечательно, купеческое прошлое дома, наверняка, было намного интереснее.
А вот здание Уральского отделения Государственного банка, ныне казначейство, поражает воображение. И своим прошлым, и настоящим. Один из авторов дома, открытого в 1876 году, – инженер М. Клементьев. До 1932 года часть здания была отведена под квартиры. В 1932-1975 гг. здесь размещались облкомитет народного контроля, облфинотдел, областное управление профтехобразования и контора Госбанка СССР. С 1998 г. и по сей день в нем находится областное управление казначейства.
Самое старинное здание в Уральске, сохранившееся до наших дней, – это собор Михаила Архангела. Его строительство началось в 1741 году на месте старой деревянной церкви. По информации местных краеведов, собор построен в псковско-новгородском стиле, имя зодчего неизвестно. Сейчас действующий собор находится на попечении Русской православной церкви и прихожан. Здание монументально как снаружи, так и внутри. Абсолютно непередаваемая атмосфера торжественного умиротворения и покоя. Все заботы остаются за пределами храма. Вышла я из него с совсем другим взглядом на текущие деловые задачи.
Буквально в двухстах шагах от собора Архангела Михаила еще одно известное место – дом-музей Емельяна Пугачева. По стоящему рядом микроавтобусу стало понятно, что музей открыт, и мы в него зашли.
Для справки: входной билет – 200 тенге, 20-минутная экскурсия стоит 600 тенге, а купить возможность фотографировать экспонаты можно за дополнительные 1000 тенге.
Не буду расписывать небольшой бревенчатый пятистенок, но известные из школьной программы 1980-х годов артефакты предстали воочию. Отдельная ремарка по рыбачьей лодке: на таких ловили осетровых. Простыми деревянными баграми вытаскивали всей артелью сообща рыбину, длина которой доходила до шести метров, а вес – до одной тонны.
Отдельного упоминания для наших коммерсантов и не только заслуживает реестр цен на Яике в 20-70-х годах XVIII века. Эх, нам бы сейчас такие цены и такой же крепкий тенге.
Два дня на Уральск определенно было недостаточно. Многое осталось за кадром. Конечно, я вернусь в этот сказочный город еще. Тем более что за столь короткий срок я подпала под очарование местных котов, настоящих хозяев Уральска. У каждого продуктового магазинчика есть свой местный усатый оберег. Отношение к ним со стороны горожан особенное, и они знают это. При каждом случае наведенного на кота объектива мобильника зверь не убегал, а приосанивался и неспешно шел ко мне, требуя сатисфакции за позерство.
Даже в аэропорту меня провожал серый котейка, который после фотосессии бесцеремонно пошел проверять, кто в машине. Это добрый знак, подумала я. В старинном и современном городе, окруженном течением трех рек, меня ждут. И вас тоже.
Источник - inbusiness.kz