Почти детективная история, которая началась с любви.
С любви к истории.
Именно эта любовь к разного рода фактам, событиям, именам, когда-то бывшим, и привела меня несколько лет назад на заседание исторического клуба. Примерно раз в месяц там собирается интереснейшее общество - алматинцы, увлеченные историей края. Это и профессиональные историки, и краеведы, и просто любопытные любители вроде меня. Двери клуба открыты для всех.
Проходят эти заседания в здании православного Духовно-культурного центра, в зале епархиальных собраний. Очень красивое место, очень торжественно оформленное – полки с книгами, картины библейского содержания, иконы.
Я тогда с любопытством разглядывала все эти удивительные вещи. И вдруг заметила на одной иконе спил бревна. Да-да, просто кусок дерева, аккуратно прилаженный к иконному изображению!
После заседания я подошла поближе к иконе и внимательно изучила и ее, и все надписи на ней.
Оказалось, что икона эта – Николаю Могилевскому, человеку, который много лет своей земной жизни отдал Казахстану. А кусочек дерева на иконе, цитирую, «часть дома святителя Николая, митрополита Алма-Атинского, священноисповедника Казахстанского».
Я знала, как и многие другие алматинцы, кто такой Николай Могилевский: православный епископ, причисленный к лику святых православной церкви.
И все.
А тут проявился интерес, захотелось узнать больше. Как он оказался в Казахстане? Почему православная церковь так высоко ценит этого человека?
И еще решила выяснить, где он жил, где находился дом, спил которого сейчас на иконе святителя Николая.
Прочитала его биографию: в Казахстан его выслали на пять лет после ареста в 1941 году.
Жил он сначала в Актюбинске (сейчас Актобе), потом его перевели в городок Челкар (сейчас Шалкар) Актюбинской области. Он был тогда уже немолод – 67 лет, да и арест этот был уже не первым. Здоровье было подорвано. Но дух не сломлен.
Постановлением Особого совещания при НКВД от 19 мая 1945 года он был освобождён из ссылки. Освобождён досрочно - окончание ссылки должно было последовать 27 июня 1946 года.
Поводом для амнистии послужило обращение к властям патриарха Сергия (Страгородского): в 1943 году он написал письмо с просьбой провести амнистию среди заключенных-священников. И представил властям список из 26 человек. Однако все священники из этого списка были к тому времени уже мертвы – либо расстреляны, либо погибли от нечеловеческих лагерных условий. В живых остался только Могилевский.
Николай Могилевский
После амнистии он остался в Казахстане и возглавил епархию в очень сложный для церкви, да и для всей страны, момент – в послевоенное время.
Вот, собственно, и все, что я узнала.
За подробностями, деталями отправилась в Никольский храм города Алматы, где владыка Николай служил.
Фото мемориальная доска
Настоятель храма протоирей Валерий Захаров выделил в своем плотном графике для беседы со мной буквально полчаса и рассказал много интересного, за что ему огромное спасибо.
Храм
- Владыка Николай был назначен во вновь образованную казахстанскую епархию и прибыл сюда уже в 1945-м году. Тогда в городе был только один действующий храм – Казанский, это в Малой станице. Владыка тогда сразу обратился к городским властям с просьбой о возвращении Церкви Вознесенского или Никольского собора. Но Вознесенский собор церкви тогда не отдали – он располагался в самом центре города, там был музей, городская достопримечательность. Отдали Никольский, - рассказал протоирей.
Город
Действительно, в 1945 году это была самая окраина. За нынешней улицей Байтурсынова улицы даже не имели названий, назывались «линиями» и были пронумерованы - Первая, Вторая, Третья…Восемнадцатая... Вместо Центрального стадиона – пустырь. Горный гигант, который сейчас чуть ли не в центре города, тогда был удаленным от города колхозом.
- И вот в начале 45-го года, а это же практически окончание Великой Отечественной войны, верующим отдали Никольский собор. И трудами владыки Николая здесь было проделано очень много работы. Потому что тогда что представлял из себя этот храм? Колокольня была разрушена, купола с крестами – снесены. Наверху, в храме, посвященном святому Николаю, была конюшня. В нижнем помещении были овощные склады. И за очень короткий срок храм был практически отремонтирован, были установлены купола с крестами, поставлена колокольня. И стали совершаться богослужения, - вспоминает священник.
похороны
Владыка Николай ушел из жизни в 1955 году, 25 октября. 67 лет назад.
Сейчас уже почти не осталось тех, кто знал его лично, кто был свидетелем его жизни, бывал на его службах. Но люди с большим уважением и почтением передают будущему поколению ценные и важные детали его жизни, его характера, личности.
Вспоминают его душевную сердечность, отзывчивость, вспоминают толстый синодик (это список имен умерших для поминовения в церкви). В нем было неимоверное количество имен тех людей, с которыми владыка когда-то был знаком или о ком его просили молиться. Эти тетрадочки были настолько объемны, что за одно богослужение было невозможно полностью их прочитать. Поэтому епископ делил их на части. Одну часть он прочитывал за одну службу, вторую часть - за другую службу, стараясь за одну седмицу, от воскресенья до воскресенья, упомянуть всех, кто есть в книжечке.
- Еще он обладал уникальным бархатистым баритоном. Он был сам украинец по происхождению, а мы знаем, что украинцы - очень певучий народ. И очень красиво пел, обладал отличным музыкальным слухом. Поэтому те богослужения, что он совершал, отличались особой мелодичностью. Но эта была мелодичность была не только музыкальной, она была сопряжена и растворима в молитве. Владыка Николай обладал даром особой сердечной глубокой молитвы, которая чувствовалась всяким верующим человеком, приходящим в храм. В чем-то мы можем обмануть человека, а вот в таких духовных вещах обмануть невозможно, и люди чувствуют, что всё это делается искренне, от души, от сердца, - отмечает Валерий Захаров.
И потянулись в Никольский храм люди. Не сотни даже, а много, много больше. Храм же небольшой, и вместить мог только тысячу, как сказал настоятель храма, но люди вставали плотно-плотно. Так плотно, что руку поднять было невозможно, чтобы осенить себя крестным знамением.
Еще, особо отметил Валерий Захаров, да и все, с кем мне удалось поговорить о святителе Николае, на это делали акцент – он принимал самое активное, живое участие в жизни тех людей, кто обращался к нему за помощью или советом. Все свободное от службы время он отдавал людям. Был искренним, честным, открытым.
дом
А вот жил он скромно.
Дом митрополита – деревянный, небольшой - располагался в Большой станице, на улице Жетысуской. А в Никольский собор владыка ездил на… трамвае. По словам очевидцев, выходил владыка во всем облачении на улицу, останавливал своим посохом идущий транспорт и ехал вместе с другими пассажирами в самом обычном вагоне до Никольской церкви.
Дом этот, к сожалению, не сохранился.
Место, где стоял дом
Но священник Иаков Воронцов показал мне место, где дом стоял когда-то. На этой улице мало что изменилось с тех пор. Ну разве что трамвай теперь не ходит…
После смерти владыки участок продали, а само деревянное строение разобрали. И отвезли в Талгарский район в поселок Космос. Место это многим казахстанцам хорошо знакомо. Его любят тысячи алматинцев и жителей области разных вероисповеданий, национальностей, возрастов. Особенно много людей здесь на Крещение – тысячи! Приезжают они к храму иконы Божией матери «Живоносный источник», чтобы окунуться в его ледяные купели.
Вот неподалеку от храма дом и поставили в надежде, что он еще послужит людям. И он служит.
Вот такая история.
Простая, казалось бы. Но важная.
Так обычное человеческое любопытство открыло новые странички нашей алматинской истории. Познакомило с жизнью удивительного человека, с большой душой, с огромной силой духа и искренней верой в людей и Бога.
мощи святителя в Никольском соборе города Алматы
Источник - exclusive.kz