Браки совершаются на небесах. А что насчёт разводов? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Браки совершаются на небесах. А что насчёт разводов?

1376
10 минут
Браки совершаются на небесах. А что насчёт разводов?

Полина Чихичина, АПН

Как устроен бракоразводный процесс в разных религиях

Для многих казахстанских пар, вступивших в законный брак, не менее важно скрепить себя и священными узами. Мусульмане проводят обряд никах, христиане венчаются в церкви, свадьба в иудаизме включает обряды «хупа» и «кидушин», буддийская — проходит в храме, где жених и невеста получают благословение от монахов. Но что делать, если люди, заключившие «брак на небесах», больше не хотят быть вместе?

Разводы у кочевников

Исследовательница Центральной Азии, этнограф Инга Стасевич, рассказывает, что традиционно в кочевом казахском обществе семейно-брачные дела разрешались как в судах биев, так и в судах казиев (знатоков шариата), хотя последние не были широко распространены среди казахов:

«Мощным стимулом против внедрения норм шариата в традиционную правовую систему кочевников стали положения адата – закрепленные веками традиции, защищающие приоритет интересов семейно-родственной группы над интересами индивида. В первую очередь это касается системы наследования имущества», – отмечает исследовательница.


Источник: e-history.kz

Дело в том, что у казахов развод, как и брак, не был личным делом супругов. А вопросы, связанные с передачей или удержанием имущества, решались на уровне семьи мужа и родственников жены. Развод был возможен по взаимному согласию или по требованию одной из сторон, но главной проблемой при разводе было решение вопроса о возврате калыма мужу и материальной компенсации жене.

Одним из поводов для расторжения брака был отказ мужа содержать жену в течение 6 месяцев и 13 дней. Отклонением от брачного стандарта и причиной для развода являлось также бесплодие женщины. Бездетная семья теряла авторитет в обществе, и, чтобы исправить ситуацию, мужчина мог привести в семью новую женщину, способную родить ребенка, или развестись с бесплодной женой. Иногда мужчина женился повторно, оставив бывшую жену в доме в качестве прислуги или помощницы для молодой жены, указывает Инга Стасевич.

Этнограф и антрополог Аксункар Абдулина еще одной веской причиной развода называет сексуальную недееспособность мужа. По словам исследовательницы, суды назначали третейское разбирательство с участием свидетелей, чтобы подтвердить этот факт во время интимной близости. Если доказательства были получены, развод одобрялся. Когда причиной развода становились физические недостатки мужа, его родня могла потребовать, чтобы женщина вышла замуж за кого-либо из его родственников, то есть вступало в силу так называемое право левирата.

Самый тяжелый случай: если муж заставал женщину с любовником, у него были все основания обвинить ее в прелюбодеянии и прогнать к родителям, лишив прав, в том числе на детей. И в целом независимо от причин развода дети, как правило, оставались в семье мужа.

Разводы в исламе

Согласно мусульманскому праву (шариату), право на развод (талак) предоставлено мужчине. Если мужчина дал своей жене талак и развелся с ней по предписаниям Аллаха, тогда он не должен забирать махр и те подарки, которые вручил ей во время брака. Около десяти лет назад в казахстанских СМИ распространялись сообщения о том, что молодые мусульманки, выходя замуж за представителей радикальных течений ислама, могли за один год сменить нескольких мужей, которые брали женщину в жены, а затем, просто сказав «талак» («ты свободна»), передавали ее другому.

Мечеть
Источник: АПН

В Духовном управлении мусульман Казахстана отметили: подобные разводы происходят из-за того, что браки не заключаются должным образом. По информации ДУМК, в силу определенных обстоятельств женщина может обратиться к казию и развестись с мужем. Обстоятельства могут быть следующие:

- муж бесплоден или болеет неизлечимой болезнью;

- муж не имеет возможностей обеспечивать жену;

- муж без причины покидает свою семью на долгое время;

- муж избивает жену и оставляет на теле следы побоев;

- муж клянется не приближаться к жене в течение четырех месяцев и больше, и на протяжении этого времени не приближается;

- муж обвиняет свою жену в измене либо произносит фразу «это не мой ребенок»;

- муж оставляет свою жену на долгое время без внимания, не объявляя ей талак.

После жалобы казию со стороны женщины и ее родственников, дело супругов будет рассмотрено с последующим вынесением решения. Работу казия будет осуществлять Отдел шариата и фетвы ДУМК. Стоит отметить, что браки, заключенные по религиозным обрядам, на законодательном уровне не считаются официальным супружеством. Соответственно, у лиц, совершивших никах, в глазах государства нет никаких прав и обязательств друг перед другом.

Разводы в Древней Руси

С христианством на Русь пришло и христианское отношение к разводу – то есть полный запрет на него. При этом в те времена большинство браков заключалось без венчания, благословение в церкви получали в основном дворяне. К невенчанным церковь относилась благосклонно, в отличие от тех, кто сожительствовал без брака.


Источник: udoba.org

Этнографы Надежда Адамович и Наталья Серегина в своей книге «Интимная Русь» пишут, что в Церковном уставе князя Ярослава перечислены всего пять законных способов развестись. Проказа, неспособность супруга к сожительству, а также бесплодие супруги в расчет не принимались. Одним из поводов было недонесение женой мужу о заговоре против князя, но такие случаи были редкостью. Куда более часто жену уличали в прелюбодеянии. Однако факт измены требовал доказательств и свидетелей, что усложняло процесс развода. Часто муж мог использовать выдуманные обвинения, подкупая мошенников, чтобы они оклеветали женщину. Разрушив репутацию жены, супруг отправлял ее в монастырь, где она была вынуждена оставаться до конца своих дней, а сам по истечении шести недель мог жениться повторно.

Женщина при этом расстаться с мужем после его измены не могла, но получала такую возможность, если он ложно обвинил ее в прелюбодеянии или покушался на ее жизнь. Другими основаниями для развода могли стать скрытая правда о социальном статусе мужа, его исчезновение без вести или уход одного из супругов в монастырь.

История Руси запомнила несколько громких случаев развода, в основном связанных с княжескими браками. Одно из самых первых упоминаний встречается в летописях князя Владимира, который развелся со всеми своими многочисленными женами после крещения и женитьбы на византийской царевне Анне. Еще один случай развода произошел в XII-XIII веках, когда галицкий князь Роман Мстиславич из-за политического конфликта с тестем – киевским князем Рюриком – развелся с его дочерью Предславой и повторно женился. Иван Грозный также неоднократно прибегал к разводам, заставляя жен, которые не рожали ему детей, вступать в монашество.

Разводы в православии

Отвечая на вопрос о том, как после развода «развенчаться», протоиерей Евгений Иванов из Алматы говорит:

«Термин «развенчание» не совсем правильный. Не существует такого обряда или священнодействия. Когда супруги не желают и не могут быть вместе и разводятся по серьезным причинам, то церковный брак аннулируется по факту прекращения семейной жизни. Это трагедия и духовная травма для обоих супругов. Поэтому для начала искренне советую осуществить своего рода генеральную исповедь – внимательно и беспристрастно разобрать свои ошибки, которые были совершены до свадьбы и во время семейной жизни, сходить в храм и у священника покаяться.

АПН
Источник: АПН

А то, что в народе называется «развенчанием», является на самом деле разрешением, в виде исключения, на повторный церковный брак, то есть допуск к таинству Венчания.

Для этого необходимо прийти по месту жительства в епархиальное управление и написать прошение на имя правящего архиерея. Как все правильно написать, подскажут в епархиальной канцелярии. Прошение пишет тот супруг, который собирается вступать в церковный брак. Если венчания не предполагается (а бывает и такое, к сожалению), то нет никакой необходимости получать документ с дозволением повторного церковного брака», — говорит отец Евгений.

Разводы в других направлениях христианства

В отличие от других христианских конфессий, в Римско-католической церкви брак – это не только таинство, но и строгая юридическая процедура. Поэтому развод в смысле «расторжения брака» Католическая церковь не признает. Традиционно повторный брак для католика был возможен только в случае кончины одного из супругов, в соответствии с обещанием верности «пока смерть не разлучит». Однако по заявлению одной или обеих сторон брак может быть признан «недействительным», как если бы его никогда не заключали.


Источник: АПН

Аннулирование брака епархиальным судом не означает, что дети от этого брака – внебрачные или что пара жила «во грехе». Это означает, что супружеская пара плохо представляла, что такое христианский брак, или что с самого начала брака существовали глубокие проблемы либо в отношениях пары, либо в их семьях.

Раньше католическая церковь отказывалась допускать к причастию пары, повторно вступившие в брак, но в своем письме «Радость любви», отправленном в 2016 году аргентинским епископам Папа Франциск попросил священнослужителей смягчить отношение к разводам и проявлять снисходительность в отдельных случаях.

В протестантизме мирянам разрешен развод. Основаниями для этого, по церковным каноническим нормам протестантства, перешедшим впоследствии и в светское законодательство европейских стран, помимо прелюбодеяния, совершенного женой, являлось также прелюбодеяние мужа, тяжкое оскорбление или жестокое обращение с супругом, оставление семьи без уважительных причин. Сегодня во многих странах, где население исповедует протестантизм, религиозный развод допустим по обоюдному согласию сторон.


Источник: freepik

Отдельного внимания заслуживают браки духовенства: в разных направлениях христианства они заключаются по разным правилам. Если католические священники обязательно принимают обет безбрачия, то в некоторых протестантских течениях, например у лютеран, допускается даже второбрачие пастора. У православных и протестантов священник может жениться. В православии вступать в брак допустимо только до рукоположения в духовный сан, в противном случае мужчина принимает монашество и уже никогда не может выбрать себе спутницу жизни. Повторный брак для вдового или разведенного православного священника недопустим. А протестантский пастор может жениться и после рукоположения.

Разводы в иудаизме

Развод (гет) в иудаизме допускается, хотя не поощряется. Традиционно только муж имеет право на инициирование развода. Положение женщины, которой муж не дал развода, оказывается очень затруднительным: пока он жив, она не сможет выйти замуж снова.

Однако сегодня в большинстве еврейских общин право развестись признается и за женщиной. Так как при вступлении в брак жених и невеста зачастую подписывают брачный контракт, то и для развода иудеев требуется юридический документ, составленный в соответствии с еврейским законодательством. В ортодоксальном иудаизме религиозный развод должен пройти процедуру в раввинском суде, прежде чем развод будет утвержден.

Разводы в индуизме

Индуизм считает брак таинством и пожизненным обещанием, данным в присутствии нескольких богов, поэтому развод в большинстве случаев не является вариантом для пары. Уровень разводов в Индии настолько низок, что большинство граждан до сих пор думают, что расторжение брака в стране запрещено.

Для получения развода каждый член семьи должен быть убежден в том, что брак действительно оказался неудачным. В основном разводы случаются в семьях, где жена морально защищена своей семьей и материально не зависима от мужа. Закон об индуистском браке 1955 года в Индии разрешил развод при определенных условиях, включая неверность, жестокость и отсутствие общения между партнерами.


Источник: Unsplash

Разводы в буддизме

Последователи буддизма рассматривают бракосочетание как мирское, светское дело, а не как религиозное таинство, потому обычно соблюдают законы о браке и семье, принятые властями того государства, в котором они проживают.

***

Заключив священный союз, люди соединяют две души в одно целое. И хотя в каждой религии свои обряды и клятвы, есть и то, в чем представители разных конфессий единодушны: прерывание сакральной связи – это духовная травма. И если есть возможность этой травмы избежать, то лучше сделать для этого все, что в ваших силах.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...