
29 мая Православная Церковь празднует один из двунадесятых праздников – Вознесение Господне, знаменующее завершение земного пути Господа Иисуса Христа и начало его невидимого, но вечного пребывания в Церкви Христовой.
Дата праздника меняется в зависимости от даты Пасхи, так как Вознесение отмечается на сороковой день после Христова Воскресения – именно столько дней Спаситель пребывал со своими учениками, прежде чем покинуть землю.
Как Вознесение описано в Библии
Описания Вознесения встречаются в двух Евангелиях из четырех – у Луки и Марка. Притом евангелист Лука приводит наиболее подробные сведения:
"И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
Вы же свидетели сему.
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь". (Лк. 24:44-53)
Кратким описанием последнего дня Спасителя на земле завершается Евангелие от Марка:
"И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь". (Мк. 16:15-19)
В трактовке автора этой иконы Иисус Христос возносился в сопровождении ангелов
Кроме Евангелий, о Вознесении говорится в книге Деяний апостолов:
"И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". (Деян. 1:4-11)
О чем напоминает праздник Вознесения
Помимо очевидной важности самого библейского события, Вознесение Господне, с одной стороны, является прямым прологом ко Второму пришествию Христа и последующему Страшному Суду. Действительно, чтобы куда-то вернуться, надо откуда-то уйти, и здесь прослеживается четкая логика.
С другой стороны, уход Учителя для апостолов (и всех верующих) – и горесть, и радость одновременно. Своими крестными муками и великой жертвой Он вернул людям возможность войти в Царствие Небесное. И, следовательно, возносясь на небеса, Христос не затворил за собой врата – напротив, оставил их открытыми для всех, ибо, как известно, имеющий уши да услышит.