Васильев вечер, Щедрец и старый Новый год: как они связаны | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Васильев вечер, Щедрец и старый Новый год: как они связаны

1043
7 минут
Васильев вечер, Щедрец и старый Новый год: как они связаны


14 января Православная церковь отмечает День памяти архиепископа Кесарии Каппадокийской, писателя и богослова Василия Великого. По старому стилю, то есть юлианскому календарю, данная дата выпадала на первое число месяца. Святитель Василий является одним из трех каппадокийских отцов Церкви наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом.

Василию Великому приписывают изобретение иконостаса и составление одной из литургий. Также он является автором пятой и шестой молитв утреннего правила и многочисленных проповедей.

Путь праведника

Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской, что располагается в Малой Азии. Родителями его были благочестивые христиане Василий и Емилия. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. Всего в семье было десять детей, из них пять причислены к лику святых, как и их праведная мать.

Первоначальное образование будущий святой получил под руководством отца и бабки Макрины, которая имела христианское образование. После их смерти святитель отправился в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки, от риторики до медицины. Здесь же он завел дружбу с Григорием Богословом.

Примерно в 357 году святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он принял Крещение от епископа Диания, и был поставлен чтецом. Желая найти духовного наставника, он отправился в паломничество и посетил Египет, Сирию и Палестину.

Затем, подражая наставникам, святитель вернулся на родину и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же святитель привлек своего друга Григория Богослова. Они жили в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания и составили сборник Добротолюбие.

 

В одном из своих трудов Василий писал: «Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей, умерщвление тела – даже в самых естественных ощущениях и пожеланиях. Воздержанием начинается духовная жизнь, подаются вечные блага, уничтожается жало сластолюбия».

Во времена царствования Константина в середине четвертого века распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала Василия и Григория к служению. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, а в 364 стал пресвитером. Примерно в это время правителем стал император Валент, ярый сторонник ариан.

В тяжелое для православия время, управление церковными делами переходит к Василию. Наряду с руководством паствой, он составляет чин Литургии - «Беседы на Шестоднев», а также пишет несколько книг против ариан. В 370 году Василия возводят епископом на Кесарийскую кафедру. Он заботится о строгом соблюдении канонов, о церковной дисциплине, и помогает бедным и недужным.

Василий славился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, большой ученостью, и трудами на благо церковного мира и единства. Среди опасностей он поддерживал православных, утверждая веру, и призывая к мужеству и терпению. Все свои личные средства святой тратил на бедных: создавал богадельни, лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский.

Василий вел жизнь строгую и воздержанную, и тем заслужил у Господа дар проницательности и чудотворений. Известно много случаев исцелений, совершенных святителем. Сила его молитвы была велика, он мог испрашивать прощения даже отрекшимся от Господа и отчаявшимся в своем спасении грешникам.

Его почитали и христиане, и язычники, и иудеи. Но ариане всюду преследовали святого. Ему угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Но поколебать веру Василия в Господа не могло ни что. Даже находясь на смертном одре, святитель смог обратить ко Христу своего врача иудея Иосифа. 

Последний был уверен, что Василий не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует в Иисуса и примет Крещение. Святитель обратился с молитвой к Богу и испросил у него отсрочки своей кончины.


Прошла ночь и, к изумлению врача, Василий не только не умер, но и, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом и отслужил Божественную Литургию. Затем, не выходя из храма он с молитвою отошел к Господу. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс.30:6).

По кончине Василия Великого, его тело было погребено в гробнице отцов, среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников. Произошло это в 378 году, святителю было всего 49 лет.

Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

Несмотря на свою сравнительно краткую жизнь, наполненную столь разнообразными и нелегкими делами, святой Василий оставил после себя богатейший вклад в свято-отческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест. В популярном в средние века "Шестодневе" он изложил принципы христианской космологии.

Также до нас дошли 16 бесед на псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; фолиант о Святом Духе и несколько проповедей. 

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Наряду с Николаем Чудотворцем, Василий Великий издревле пользовался особым почитанием в среде православных верующих.


Частица мощей святителя и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава Василия Великого благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его – в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя отмечается 14 января и 12 февраля. 

Народный календарь

В ночь с 13 на 14 января встречают старый Новый год. Старым он называется потому, что, согласно юлианскому календарю, по которому нынешние страны СНГ жили до революции, эти числа приходятся на ночь с 31 декабря на 1 января.

В народе эти два дня именовали Васильев вечер и Васильев день в честь православного праздника Великого святителя. А ранее, среди белорусов, украинцев и русских его называли Щедрый вечер или Щедрец.

Васильев вечер делил святочный период на две равные по продолжительности части: на «святые вечера», освященные Рождеством Христовым, и «страшные вечера», когда бал вершила нечистая сила. Верующие посещали храмы, читали молитвы, а молодежь старалась не слишком задерживаться на игрищах.

На сам Новый год надевали новую хорошую одежду, накрывали сытные столы из самого лучшего, что было в доме, и принимали гостей. В новогодней трапезе обязательно присутствовала кутья - каша из зерен риса или пшеницы, заправленная орехами, маком и медом.

Еще хозяйки пекли блины и пироги, готовили вареники и жарили поросят. Собравшиеся за столом желали друг другу здоровья, семейного благополучия и богатого урожая. Затем пели застольные песни – щедривки.

В них восхваляли Бога и просили у его милости и благословения на богатый урожай, достаток в доме и лад в семье. Щедривки также рассказывали о радостях повседневной жизни, и о предстоящих полевых работах.


На утро Васильева дня совершался обряд - «посевание». Мальчики-подростки обходили избы односельчан, и по красным углам, где стояли иконы, разбрасывали зерна пшеницы, ржи, овса или гороха. При этом они пели хорошо известные нам с вами строки:

Сею, вею, посеваю

С Новым годом поздравляю!

Уродись пшеничка

На поле - копнами,

На столе ­- пирогами!

Посевальщиков всюду встречали с радостью и одаривали выпечкой, конфетами, а иногда и деньгами.

От Рождества до Крещения

Среди новогодней и святочной, веселой суматохи, однако нельзя забывать, что это время одновременно является и подготовкой к другому двунадесятому православному празднику – Крещению, которое отмечается 19 января.

Как сказал в одном из своих интервью протоиерей Александр Ильяшенко: «Шестого января, действительно, заканчивается пост в еде. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни. Она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка».


Дело в том, что святки и праздники входящие в них – это период духовной, а не плотской радости. Поэтому, как считают священнослужители в эти дни, не стоит прекращать внутреннюю работу, которая велась весь пост. Надо продолжать честно смотреть в свою душу, исповедоваться и причащаться тем более, что только в святочные недели перед причастием не требуется поститься. 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...