Один из двух летних постов – Успенский – продлится вплоть до празднования Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа, в честь которого он назван. И если Петров пост не был строгим, то Успенский пост считается наравне с Великим постом самым строгим, хотя и самым коротким. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.
Икона Успение Пресвятой Богородицы, Феофан Грек Фото: Public domain
По преданиям, Дева Мария всю свою земную жизнь пребывала в строгой умеренности во всем, включая вкушение пищи. За три дня до своей кончины – Успения, она пила только воду, отказавшись от трапез. Ограничивая себя в еде, мы отдаем дань нашей заступнице перед Богом и защитнице – Пресвятой Богородице.
Пост начинается с праздника Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице, который в народе называется Медовый спас.
Это первый среди праздников поста, в которые прихожане церкви приносят дары природы, чтобы освятить их. В их числе Яблочный и Ореховый спас. Все три посвящены Спасителю, отсюда и слово «Спас».
На Медовый спас во всех церквях проходят службы в честь двух праздников: вышеупомянутому Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице — в честь победы Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. Второй праздник — Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, установленного еще в Константинополе в IX веке.
Издревле в этот день совершали молебен с освящением воды и благословляли принесенный верующими в храм мед нового урожая.
Предание говорит, что после этого дня пчелы уже перестают наполнять медом соты, и самое время его заготавливать. Считалось, что после освящения каждый должен попробовать мед, так и говорили: «На первый Спас и нищий медку попробует». Из свежего меда в этот день готовили сбитень, пекли на меде пряники и пироги.
На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник, относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне.
Чем Бог послал
Меню Успенского поста исключает мясо и мясные продукты, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда разрешены рыбные блюда.
Несмотря на строгость, все же в чем-то августовский пост держать проще, чем другие посты. Благодаря обилию сезонных овощей, фруктов, зелени и грибов меню Успенского поста легче разнообразить. Пища насыщена витаминами и питательными веществами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.
Однако священники предупреждают: ограничения нам даны не удовольствия ради, мы должны с верой и молитвой вкушать плоды духовные в первую очередь, в чем-то себя лишая. Иоанн Златоуст наставлял: «Ошибается тот, кто считает, что пост — лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».
Но и телесный пост необходим. К слову, гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не пытаясь наесться впрок.
Календарь поста составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядения, вкушая елей – растительное масло и т. п.). Монастырский же устав предписывает строгость, определенную в церковной традиции.
В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение — вкушение невареной еды. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям — горячая пища с растительным маслом. Многие этого не знают, потому что мирянам разрешается держать отличный от монастырского пост, придерживаясь ограничений в плотоядении, исключая животную пищу. Но опять же, и тут допустимы послабления, в зависимости от возможностей как внешних, связанных с условиями, так и личных, которые можно обсудить со священником.
Настоятель Казанского храма в Алматы, иерей Георгий Рублинский:
«Важно понимать, что человек — это не духовное существо, не телесное, а душевно-телесное. И нам очень важны эти физические практики для того, чтобы помочь нашему духовному состоянию. К примеру, кто-то может ответить — для чего мы налагаем на себя крестное знамение? Неужели нельзя просто так помолиться и все? Можно. Зачем нам нужны иконы? Неужели нельзя молится без икон? Можно. Зачем нам нужен пост? Точно по той же причине. Человек — духовно-телесный. Ему нужны какие-то в том числе и телесные практики как вспоможение, как помощь нашему духовному состоянию.
Почему нужны постные дни – среда и пятница среди недели? Они необходимы потому, что, когда мы постимся, мы вольно-невольно вспоминаем о Боге. Вопрос — как? Мы просто постимся, ограничивая себя от чего-то, или наши ограничения способствуют и помогают нам думать о Боге? Немного возвыситься над нашими буднями. Вот в этом главнейший вопрос поста», – пояснил священник.
Вместе с тем, отец Георгий не призывает никого поститься по монастырскому уставу, если вы не можете этого делать. Вопрос поста сугубо индивидуальный, и нужно обязательно пообщаться об этом со своим духовным наставником или с любым с батюшкой.