Про Всемирный потоп слышали все. Даже те, кто не читал священных книг. Потоп и Ноев ковчег стали не просто преданием, но и частью культуры, со всеми ее проявлениями, включая живопись, кино и другие виды искусства. Но что мы знаем о Потопе?
Почему Бог решил устроить Всемирный Потоп?
Предание рассказывает о нравственном падении людей, живших до него. И о праведнике Ное, чье имя обозначает «покой, утешение».«Ной обрел благодать пред очами Господа... Ной был человек праведный и непорочный», – рассказывает нам Писание. От пророка Моисея мы узнаем о жизни праведного Ноя, которая сильно отличалась от жизни и обычаев тех далеких времен, когда миром правил порок. «Всякая плоть извратила свой путь на земле». И Бог пожалел о своем решении создать человека, решив уничтожить жизнь.
Целый год длился Потоп, уничтожив нечестивых. А Ной спасся на ковчеге, который строил 30 лет, по велению Господа – «… повелел Ною построить ковчег», в котором его семья и «все живое во всякой плоти» (Бытие 6:19) были спасены от Потопа.
Когда Потоп отступил, Ной и его семья вышли из ковчега и принесли жертву Богу.
Господь же повторил Ною благословение, данное в раю Адаму и Еве: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю», – повествует Писание.
Первый завет
В христианской традиции, Ной, как и Адам – прародитель человечества. И Ноя, и Адама почитают верующие трех религий: христианства, иудаизма и ислама.После Потопа Господь установил с Ноем и со всеми живыми существами первый завет – он решил больше никогда не истреблять жизнь на земле.
Писание – большой и сложный, особенно для понимания современного человека, текст, собранный из самых разных текстов. Для его понимания мы обращаемся к Святым Отцам, которые сформулировали и передали в своих учениях и соборных постановлениях богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение Церкви. Истинность этого учения они подтверждали своей жизнью: достижением святости – обожения человеческой природы.
Потоп как прообраз
О толковании предания о Всемирном Потопе как прообразе предстоящего Страшного Суда мы поговорили с протоиереем Александром Суворовым, ключарем Вознесенского собора в Алматы.«Святые отцы, действительно, видят во Всемирном Потопе прообраз. Прообраз того, что с одной стороны он символизирует второе пришествие Христа, когда мир будет судим и очищен огнем, как некогда был очищен водами Потопа. А Ноев ковчег напоминает о спасении через веру и послушание воле Божьей. Ну и, конечно, Церковь. Потому, что ковчег символизирует собой Церковь.
А с другой стороны воды потопа являются прообразом таинства крещения. Как древний мир был погружен в воду и очищен, древний мир умер, так же и душа верующего обновляется водой и святым духом. Ветхий человек умирает в купели крещения, новый возрождается.
Святые отцы, такие, как Иоанн Златоуст считали, что через крещение человек восстает для новой жизни во Христе как Ной и его семья вышли на обновленную землю», – заключил священник.