Святой с головой собаки. Как «отменяли» мученика Христофора | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Святой с головой собаки. Как «отменяли» мученика Христофора

1070
6 минут
Святой с головой собаки. Как «отменяли» мученика Христофора


Оборотень, потомок Анубиса или представитель загадочного вымершего племени? Все это о святом Христофоре, который издавна изображался на иконах как воин с собачьей головой. Эта, мягко говоря, особенность стала причиной споров и даже спровоцировала неординарные решения и в восточной, и в западной церквях.

Но по порядку. Житие святого повествует, что он жил в годы правления римского императора Деция Траяна – то есть, в третьем веке нашей эры. Собственно, никаким Христофором поначалу он не был, а носил языческое имя Репрев, отличался свирепым нравом, огромным ростом и недюжинной силой. Несмотря на это, был захвачен римлянами в плен и определен на службу в особую когорту для представителей варварских народов.

На этом моменте свидетельства источников об облике Репрева расходятся. Одни гласят, что великан изначально имел собачью голову, так как происходил из некоей страны кинокефалов, которая локализована то ли на территории современной Ливии, то ли вовсе Пакистана. Занятно, что авторов преданий о святом наличие собачьей головы не слишком смущало: они твердо верили – такие существа живут и здравствуют где-то на краю ойкумены.

Фото 1 Греческая фреска

По другой версии, Репрев, напротив, был очень красив собой. Настолько, что внимание со стороны женщин не оставляло времени на другие занятия. Потому, уже уверовав в Христа, он попросил Господа сделать его уродливым, за что и получил звериный облик.

Как бы там ни было, Репрев принял крещение под именем Христофор и прославился многими делами: обличал гонителей христиан, обратил в свою веру немало римских воинов и тем самым навлек на себя гнев императора. Тот пытался заставить Христофора отречься от веры сначала хитростью, затем – насилием: святого пригвоздили к медному сосуду, который водрузили на костер, но Христофор не испытывал никаких страданий. Не возымела эффекта и попытка утопления в колодце. Только отсечение головы положило конец земному пути Христофора.

Переписывание икон

И если подвиг мученика не вызывал сомнений в церковных кругах, то его иконописные изображения стали впоследствии предметом дискуссий. Так, в православной традиции было принято изображать святого воином с крестом – в одной руке, с мечом – в другой. Ничего необычного – кроме собачьей головы Христофора, благодаря чему в народе его и прозвали Псоглавцем.


Такие иконы появились в России во второй половине XVI века. Появились, конечно, не из воздуха – старейшее изображение Христофора с песьей головой датируется шестым веком и находится в знаменитом монастыре святой Екатерины на горе Синай. Множество более поздних икон с Христофором было написано в Византии.

Успенский собор Свияжского монастыря, сер. XVI в

В общем, изображения Псоглавца прижились и распространились, несмотря на эпизодические возражения церковных иерархов. Наконец, в 1722 году Святейший Синод заклеймил подобные иконы как противоестественные и запретил использование образа в иконографии. Однако светская власть в лице Сената заступилась за Псоглавца, не согласившись с решением Синода: дескать, не все так однозначно, и не стоит отбирать у народа привычные образы.

Тем не менее, запрет свое дело сделал: многие иконы святого Христофора были переписаны так, что голову собаки заменили человеческой. Иные изображения Псоглавца сохранились в первозданном виде по сей день, но новые иконы святого Христофора, как отметил иконописец из Алматы диакон Андрей Плетень, пишутся в человеческом облике, без зооморфных «искажений».

Зато старообрядческая среда запрету Синода (как и многим иным) не придала значения и продолжает писать образ Христофора, как это повелось с XVI века – с головой собаки, иногда - лошади.


Объединяет обе традиции тот факт, что Христофор чтится как святой мученик (день памяти – 22 мая) безотносительно облика. А вот в католичестве статус святого поставили под сомнение и даже в некоторой степени его разжаловали.

Понижение в ранге

В западной традиции житие Христофора отличается кардинально. И, хотя он тоже изначально носит имя Репрев, сходства с восточным преданием ограничиваются описанием сего мужа как силача и великана. Собачья голова этого господина, на контрасте с восточной традицией, упоминается гораздо реже.

В центре жития – рассказ о том, как незадачливый Репрев искал самого сильного покровителя, но ни царь, ни даже дьявол его не впечатлили: первый боялся сатаны, второй – боялся креста. Репрев сделал однозначный вывод, что служить нужно Христу, и принялся на плечах (спасибо огромному росту) переносить людей через опасный речной брод.

В один из дней к Репреву обратился мальчик. Не ожидая сложной задачи, великан привычно понес его через реку, как вдруг посередине потока ребенок стал неимоверно тяжел. Тогда мальчик раскрыл правду, сообщив, что он – Иисус Христос, и носит с собой все тяготы мира. С трудом Репрев донес Спасителя до другого берега, а затем принял крещение от самого Господа, получив имя Христофор – дословно «несущий Христа».

Западная картина с сюжетом о Христе и святом Христофоре

Благодаря этому преданию в западной церкви Христофор стал покровителем путешественников, а пик популярности его изображений пришелся на начало XVI века – время его знаменитого тезки, Христофора Колумба.

Увы, ни старинное предание, ни отсутствие (в подавляющем большинстве источников) собачьей головы не уберегли святого Христофора от критики католических богословов. Они систематически ставили под сомнение реальность его существования, и в итоге в относительно недавнем прошлом (в 1969 году) Христофора исключили из разряда общехристианских святых и перевели в ранг местночтимых. Впрочем, это не мешает чтить его за покровителя в ряде городов, включая Вильнюс, Гавану и многие другие.

Псоглавцы-оборотни и криптонаука

Если церкви со своим мнением о Христофоре давно определились, то вот в кругах далеко не церковных святой вызывает неподдельный интерес. Судят, как известно, по одежке, потому и интерес связан главным образом с собачьей головой. Некоторые пользователи с просторов Сети уверены, что образ Христофора доказывает существование (!) в прошлом псоглавого племени, истоки которого восходят аж к древнеегипетскому богу Анубису. Интригует, верно?

Чердынский музей

В пользу своего мнения они приводят слова, приписываемые архидьякону Павлу Алеппскому (вторая половина XVII века). Он якобы лицезрел голову Христофора в Благовещенском соборе Москвы: «Глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражен изумлением: тут нет места сомнению!» Впрочем, достоверность этих слов как раз-таки сомнительна, да и мощи святого хранятся в Хорватии, в городе Раб. Ничего экстраординарного о них не сообщается.

В популярной культуре святой Христофор вновь объявился несколько лет назад – с выходом романа Алексея Иванова «Псоглавцы». Умело переплетая церковные предания, старообрядческие поверья и языческие предрассудки, автор закручивает триллер про жутких оборотней в атмосфере умирающей русской деревни. И завязывается сюжет именно с фрески Христофора Псоглавца в заброшенной церкви. Напрямую мученик в покровительстве оборотням не уличается, но некоторые предпосылки к такому выводу в романе, несомненно, есть.

Но оборотни оборотнями, а Православная церковь, повторимся, со своим мнением давно определилась. Богословы подчеркивают: не стоит воспринимать собачью голову Христофора как документальное изображение. Суть в ином – звериный облик отражает свирепость и грубость святого до принятия крещения, а также символизирует силу христианской веры, способной поселить благодать в сердце даже такого персонажа. В конце концов, для подвижничества форма головы не так уж важна.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...