
22 октября Православная Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Севастиана Карагандинского – наиболее широко известного среди казахстанских святых.
Стефан Васильевич Фомин родился в 1884 году в крестьянской семье. Рано осиротев, он воспитывался у брата, а духовный путь избрал, следуя примеру старшего – монаха Рафаила, постриженного в Оптиной пустыни. В 1909 году Стефан поступил туда келейником к старцу Иосифу (Литовкину), а вскоре сам принял монашеский постриг с именем Севастиан.
После революции и закрытия монастырей он продолжал служение, но в 1933 году был арестован и приговорен к семи годам лагерей по статье 58. После Тамбовской области его перевели в Карлаг, в поселок Долинка под Карагандой.
Там, среди пыток и издевательств, ему предлагали одно – «отречься от Бога». Ответ был коротким: «Никогда».
Отбыв срок, Севастиан поселился в селе Большая Михайловка, где вокруг него постепенно собралась община. Здесь он молился, служил по домам, добивался разрешения на открытие храма. И добился: в 1955 году в простом доме с низкими потолками был зарегистрирован первый приход. Когда власти запретили поднимать потолки, прихожане за одну ночь углубили пол почти на метр – так родился храм, ставший духовным центром Караганды.
Отец Севастиан умер 19 апреля 1966 года. Его могила на Михайловском кладбище стала местом паломничества. В 1997 году были обретены его мощи, а год спустя они перенесены во Введенский собор Караганды. Сегодня преподобный Севастиан почитается как один из святых новомучеников и исповедников Российских.
Память, хранимая сердцами
О нем писали и писатели, и очевидцы. Особое место занимает книга врача и бывшей узницы лагерей Татьяны Торстенсен «Наследник Оптинских старцев». В ней – живой образ человека, через которого «сиял свет Евангелия среди угольной пыли Караганды».
К Севастиану тянулись многие. Его келейница Вера Ткаченко вспоминает:
«Я думала, что забочусь о нем. А теперь понимаю – это он заботился обо мне».
Священник Сергий Хмыров, видевший батюшку еще ребенком, рассказывает, как Караганда прощалась со своим духовником:
«От храма до кладбища не было, где яблоку упасть. Люди несли гроб на руках, плакали и пели. Он был последним Оптинским старцем – светом, который не угас».
Духовный подвиг Севастиана давно вышел за пределы Казахстана. В 2016 году посол Швеции Христиан Камилл представил книгу «Преподобный Севастиан Карагандинский», переведенную им на шведский язык.
Так история русского подвижника, прошедшего через лагеря и создавшего очаг веры в степях Караганды, стала достоянием всего христианского мира.
Преподобный Севастиан прожил жизнь, в которой вера оказалась сильнее страха, а любовь – выше боли. Он доказал, что духовная сила способна преображать не только человека, но и целую землю.
Ранее АПН публиковало подробные рассказы о жизни старца, а также о городе, ставшем его последним земным прибежищем.
Новости православия в Казахстане и мире – читайте на сайте АПН и на наших страницах в соцсетях!