Погребают на три года: почему на Афоне практически нет кладбищ | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Погребают на три года: почему на Афоне практически нет кладбищ

234
4 минуты
 Погребают на три года: почему на Афоне практически нет кладбищ
На Святой Афонской горе, которая располагается на территории Греции и является средоточием жизни множества православных монахов, находится большое количество монастырей, многим из которых уже сотни лет. Однако посещающие Святую землю паломники могут обратить внимание на тот факт, что на монастырских кладбищах обычно всего несколько могил.

Так в чем же дело? Неужели насельники монастырей попросту не заботятся о местах погребения своих почивших братьев? Разгадка кроется в том, что на Афоне сложилась особая вековая традиция погребения монахов, всецело посвятивших свою жизнь служению Богу и спасению души.

В церковной среде встретить смерть на Святой Горе всегда считалось наградой Небес. В монашеской республике существует предание, что новопреставленных святогорцев встречает Сама Богородица и проводит души через мытарства к Отцу Небесному.

Чин погребения монахов

Усопшего стараются хоронить в день смерти. Тело усопшего святогорца не омывают и не переоблачают. Поскольку в «Последовании исходном монахов» указано: «Егда кто от монахов ко Господу отидет, понеже не подобает омываться телу его, ниже видетися отнюд нагу».

Перед погребением братия выполняет особый обряд. Новопреставленного одевают в схиму, лицо покрывают куколем, а тело зашивают в рясу. На грудь возлагается икона Пресвятой Богородицы.

0 источник athos.guide.jpg

После отпевания тело монаха переносят на руках к месту захоронения. Умершего опускают в могилу без гроба, чтобы не мешать телу скорее превратиться в прах. А вот с землей на Афоне проблемы, там отсутствует почва в нашем традиционном представлении. Афон – это сплошь камень. Земля на Афоне в дефиците еще большем, чем дерево. Грунт на полуострове в большинстве каменистый и, чтобы засыпать могилу землей, ее надо собрать. На могиле устанавливают четырехконечный деревянный крест с именем монаха и датой смерти.

«Мы были такие, как вы, а вы будете такими, как мы»

Останки находятся в земле три года. Все это время вся монастырская братия сугубо поминает насельника. Первые сорок дней на каждой Божественной литургии в память о новопреставленном ставят поминальное коливо. В течение трех лет душу усопшего поминают на каждой проскомидии.

Имя умершего заносится в поминальную монастырскую книгу (Κουβαράς), в которой собраны имена всех умерших монахов обители с начала ее основания.

1.jpg

Проходит три года, останки монаха достают и по их состоянию делают вывод о загробной судьбе покойного. Если тело еще не истлело, останки засыпают, за монаха усиленно молятся и через некоторое время снова проверяют. Так продолжается, пока не останутся только кости. Тогда их моют в воде с вином и переносят в костницы.

Костница – это, по существу, склеп. Но особенность этого склепа заключается в том, что покойные, а вернее, их останки, там не укрыты, а находятся на виду: черепа выстроены в ряд по полкам, а прочие кости аккуратно уложены прямо на полу вдоль стен, будто поленницы. На черепах обычно написаны имена монахов с датою смерти.

На Афоне по цвету черепа узнают насколько безгрешен был покойный монах. Считается, что темный цвет черепа говорит о грешности души покойного. Черепа спасенных монахов – белого цвета. Черепа безгрешных праведников имеют желтый или золотистый оттенок и иногда даже благоухают.

2.jpg

«Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» недостает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, что мы были, как вы, и вы будете, как мы», – так описывает костницу Андреевского скита знаменитый русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в начале ХХ века.

3.jpg

Афонские костницы никогда не запираются. Любой насельник в любое время может войти туда и в уединении поразмышлять над бренностью бытия.

Фото: из открытых источников
  • Комментарии
Загрузка комментариев...