
Так в чем же дело? Неужели насельники монастырей попросту не заботятся о местах погребения своих почивших братьев? Разгадка кроется в том, что на Афоне сложилась особая вековая традиция погребения монахов, всецело посвятивших свою жизнь служению Богу и спасению души.
В церковной среде встретить смерть на Святой Горе всегда считалось наградой Небес. В монашеской республике существует предание, что новопреставленных святогорцев встречает Сама Богородица и проводит души через мытарства к Отцу Небесному.
Чин погребения монахов
Усопшего стараются хоронить в день смерти. Тело усопшего святогорца не омывают и не переоблачают. Поскольку в «Последовании исходном монахов» указано: «Егда кто от монахов ко Господу отидет, понеже не подобает омываться телу его, ниже видетися отнюд нагу».Перед погребением братия выполняет особый обряд. Новопреставленного одевают в схиму, лицо покрывают куколем, а тело зашивают в рясу. На грудь возлагается икона Пресвятой Богородицы.

После отпевания тело монаха переносят на руках к месту захоронения. Умершего опускают в могилу без гроба, чтобы не мешать телу скорее превратиться в прах. А вот с землей на Афоне проблемы, там отсутствует почва в нашем традиционном представлении. Афон – это сплошь камень. Земля на Афоне в дефиците еще большем, чем дерево. Грунт на полуострове в большинстве каменистый и, чтобы засыпать могилу землей, ее надо собрать. На могиле устанавливают четырехконечный деревянный крест с именем монаха и датой смерти.
«Мы были такие, как вы, а вы будете такими, как мы»
Останки находятся в земле три года. Все это время вся монастырская братия сугубо поминает насельника. Первые сорок дней на каждой Божественной литургии в память о новопреставленном ставят поминальное коливо. В течение трех лет душу усопшего поминают на каждой проскомидии.Имя умершего заносится в поминальную монастырскую книгу (Κουβαράς), в которой собраны имена всех умерших монахов обители с начала ее основания.

Проходит три года, останки монаха достают и по их состоянию делают вывод о загробной судьбе покойного. Если тело еще не истлело, останки засыпают, за монаха усиленно молятся и через некоторое время снова проверяют. Так продолжается, пока не останутся только кости. Тогда их моют в воде с вином и переносят в костницы.
Костница – это, по существу, склеп. Но особенность этого склепа заключается в том, что покойные, а вернее, их останки, там не укрыты, а находятся на виду: черепа выстроены в ряд по полкам, а прочие кости аккуратно уложены прямо на полу вдоль стен, будто поленницы. На черепах обычно написаны имена монахов с датою смерти.
На Афоне по цвету черепа узнают насколько безгрешен был покойный монах. Считается, что темный цвет черепа говорит о грешности души покойного. Черепа спасенных монахов – белого цвета. Черепа безгрешных праведников имеют желтый или золотистый оттенок и иногда даже благоухают.

«Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» недостает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, что мы были, как вы, и вы будете, как мы», – так описывает костницу Андреевского скита знаменитый русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в начале ХХ века.

Афонские костницы никогда не запираются. Любой насельник в любое время может войти туда и в уединении поразмышлять над бренностью бытия.
Фото: из открытых источников